В Белорусском государственном архиве научно-технической документации открылась выставка, посвященная 90-летию со дня рождения архитектора Абрама Григорьевича Духана

6 марта 2014 года в здании Белорусского государственного архива научно-технической документации состоялось открытие выставки, посвященной 90-летию со дня рождения архитектора Абрама Григорьевича Духана. На выставке представлены документы из фондов Белорусского государственного архива научно-технической документации и личного архива сестры архитектора Нинели Григорьевны Духан.

Материалы выставки отражают жизненный путь А.Г. Духана, его творческую и повседневную жизнь, процесс становление его как личности и талантливого архитектора. На выставке присутствовали коллеги и друзья архитектора, молодое поколение будущих зодчих и строителей, сотрудники архива.

На открытии выставки выступили директор Белорусского государственного архива научно-технической документации А.М. Запартыко, сотрудник архива Г.И. Шостак, близкий друг и коллега А.Г. Духана заслуженный архитектор Республики Беларусь В.Н. Аладов, архитектор Л.Д. Усова, знакомые и друзья архитектора.

Выставка к 90-летию со дня рождения архитектора Абрама Григорьевича Духана будет экспонироваться в Белорусском государственном архиве научно-технической документации до 10 июня 2014 года.

Абрам Григорьевич Духан родился 6 марта 1924 года в Минске в семье медицинских работников. Его отец, Григорий Абрамович Духан (1897-1945) – один из видных медицинских деятелей, стоявших у истоков формирования белорусского советского здравоохранения в 1920-1940-х годов.

Детство и юность А. Духана прошли в Минске в центральной исторической части города. После окончания школы в 1942 г. в городе Фрунзе, куда семья попала после эвакуации, он поступает в находившийся там Харьковский медицинский институт. Однако через год он забирает документы и поступает на архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного институт инженеров коммунального строительства.

В 1944 г. А. Духан переводится в Московский архитектурный институт, после окончания которого в 1949 году он возвращается в Минск. Свою творческую деятельность он начал в стенах «Белгоспроекта» в мастерской Г. Заборского. Дебютной работой молодого архитектора стал пятиэтажный административно-жилой дом государственного Комитета промышленный и продовольственных резервов при СМ БССР на улице Урицкого №3 в Минске. Дом этот как бы прообраз современного многофункционального здания. В нем одновременно совмещались две различные типологические функции – общественного здания и жилища и, кроме того, по требованию заказчика были запроектированы помещения бытового назначения.

С 1949 по 1954 гг. А. Духан принимал активное участие в проектировании минского главпочтампа, автором которого являлся архитектор В.А. Король.

Конец 1940-х начало 1950-х гг. были для архитектора, как для творца, наиболее плодотворными и счастливыми. Он был одним из первых белорусских зодчих, кто имел непосредственную причастность к разработке нового типа общественного здания, предназначенного для областных и районных комитетов партии. Наиболее интересной работой Абрама Григорьевича этого цикла было здание бывшего издательства ЦК КПБ, расположенное на проспекте Независимости, 7.

Самая крупная работа А. Духана и по ее значению в застройке Минска, и по месту в его творческом наследии – архитектурный комплекс административно-общественных зданий, расположенный в головной части проспекта победителей, над которым совместно с ним работали молодые архитекторы А. Красовский и В. Кисель. Возведением высотных зданий этого комплекса Духаном был задан не только своеобразный камертон для последующей застройки этого проспекта, но и новый масштаб центральной части белорусской столицы. В свое время это был смелый прорыв, стремление поднять, вытянуть город вверх, перевести его в новое масштабное измерение.

Абрам Духан скончался 14 февраля 1979 года. Было ему всего 55 лет, остались незавершенные идеи, планы, мечты…

Нет сомнения, что А. Духан является одним из ведущих архитекторов советского периода послевоенного времени. Здания, построенные по его проектам, прочно заняли свое место в архитектурных ансамблях Минска и других городов Беларуси. Они и сегодня вызывают повышенный интерес и у профессионалов, и у рядового зрителя.