5 – 18 октября 2017 г. в г. Триесте состоялись VIII Конференция архивов славянских стран, XXVII Конференция Международного архивного дня

15 – 18 октября 2017 г. в г. Триесте (Италия) состоялись VIII Конференция архивов славянских стран, XXVII Конференция Международного архивного дня и ХХХIII Ассамблея членов Международного института архивоведения в Триесте и Мариборе (ИИАС). В указанных мероприятиях принял участие директор БелНИИДАД А.Е.Рыбаков.

VIII Конференция архивов славянских стран состоялась 15 октября 2017 г. под общим названием «Государственные архивы и требования сегодняшнего времени». А.Е.Рыбаков выступил с докладом «Комплектование белорусских архивов: современные вызовы, пути решения, перспективы» (на белорусском языке).

Среди актуальных проблем, требующих решения, участники конференции назвали проблемы передачи на постоянное хранение и обеспечения долговременной сохранности электронных документов, оцифровки бумажных документов и архивного описания так называемых «гибридных архивов», защиты персональных данных в электронной среде, организации архивного дела в условиях ограниченного (сокращенного) бюджетного финансирования.

В работе XXVII Конференции Международного архивного дня, организованной ИИАС и прошедшей 16-17 октября 2017 г., приняли участие более 100 человек, представлявших Австрию, Беларусь, Боснию и Герцеговину, Буркина Фасо, Великобританию, Венгрию, Вьетнам, Германию, Италию, Испанию, Македонию, Мексику, Оман, Польшу, Россию, Румынию, Сербию, Словакию, Словению, Украину, Хорватию, Черногорию, Чехию, Швейцарию, ЮАР.

С приветственным словом к участникам конференции обратились директор ИИАС П.П.Класинц (Словения), генеральный директор архивов итальянского Министерства культуры и туризма, президент ассамблеи членов ИИАС Дж.Баррера (Италия), директор Осенней архивной школы ИИАС Г.Тато (Италия), директор Национального архива Словении Б.Цвелфар, президент Европейского центра в г. Мариборе «Alma Mater Europea» Л.Топлак, председатель экспертной группы Международного совета архивов (МСА) по проблемам архивных зданий и окружающей среды Дж.Рис-Льюис (Великобритания).

Рабочую программу конференции открыл директор ИИАС П.П.Класинц, выступивший с докладом «Влияние процессов архивной обработки электронных документов на обучение архивистов в XXI в.». Он обратил внимание на необходимость соединения классических знаний и опыта профессиональных архивистов со знанием информационных систем управления документами; решения вопросов обработки электронных документов, созданных в разные периоды с применением разных типов носителей и компьютерных программ, что делает их в настоящее время трудно читаемыми либо нечитаемыми вовсе; решения проблем архивного описания электронных документов и разработки научно-справочного аппарата к ним; организации тесного сотрудничества архивов и организаций-фондообразователей в вопросах создания, использования и передачи на постоянное хранение электронных документов. Решения этих задач требует от архивистов высокого уровня квалификации, наличия у них высшего образования, магистерской и ученой степени.

Представленные на конференции доклады были посвящены двум основным темам: «Работа архивов с электронными документами» и «Обучение архивистов в 21 веке».

По первой теме было представлено 16 докладов. А.Е.Рыбаков выступил с докладом-презентацией «Электронные документы: комплектование, обеспечение долговременной сохранности и юридической значимости» (на английском языке).

Анализ представленных докладов показал, что в настоящее время с точки зрения профессионального архивиста решения требует целый ряд вопросов. Прежде всего, в условиях многообразия документированной цифровой информации (единичные документы, создаваемые в управленческой и научно-технической деятельности, кинодокументалистике, на телевидении; базы и банки данных; сообщения в социальных сетях; сообщения электронной почты; веб-сайты) архивистам необходимо четко определиться с объектами архивного хранения. Все указанные категории объектов документированной информации являются специфичными по своей логической структуре и содержанию, правовое регулирование их создания и использования неодинаково. В условиях неизбежности миграции документов в другие форматы и на другие носители актуальными являются не только вопросы обеспечения долговременной сохранности электронных документов, но и подтверждения их юридической значимости как в момент создания, так при их дальнейшем хранении и использовании. В этом контексте архивистам необходимо решить, должна ли сохраняться аутентичность электронных документов при организации их долговременного хранения как это принято в отношении документов на традиционных (твердых) носителях, возможно ли этого добиться на практике.

Ряд докладов вызвал особый интерес у участников конференции.

Ф.Х.Акуна Лламаса (Мексика) в докладе «Сохранение сообщений электронной почты и информации, размещаемой в социальных сетях с использованием институциональных аккаунтов» показал имеющиеся в ряде случаев несоответствия между размещаемой (передаваемой) таким образом информации с содержанием официальных документов, послуживших ее источником. Признавая сообщения электронной почты и посты, размещаемые официальными учреждениями в социальных сетях, в качестве потенциальных объектов архивного хранения, признавая их источниковедческий потенциал, он обратил внимание, на необходимость верификации заключенной в них информации, соблюдения прав граждан на получение достоверной и объективной информации из официальных документов.

Данный аспект необходимо учитывать при решении вопросов возможного отнесения такого рода документированной информации к категории объектов архивного хранения. В Беларуси сообщения электронной почты и посты в социальных сетях пока не рассматриваются в качестве потенциальных объектов для комплектования архивов, что представляется оправданным, так как размещаемая (передаваемая) таким образом информация является вторичной и базируется на официальных документах государственных органов, иных организаций. Кроме того, необходимо учитывать фактор текущей технической оснащенности архивов. В то же время представляется, что белорусским архивистам рано или поздно придется заняться этим вопросом при решении проблемы комплектования архивов документами личного происхождения. Общепризнано, что такие документы могут содержать ценную с точки зрения исторических исследований информацию, однако традиционные бумажные документы в настоящее время уже почти не используются в качестве средства социальной коммуникации. В этих условиях вопросы верификации сведений, наличия в социальных сетях так называемых «фейковых новостей» должны приниматься во внимание.

М.В.Ларин (Россия) в докладе «Теория и практика архивного хранения электронных документов» представил комплексный анализ проблем, связанных с архивным хранением электронных документов. Он обратил внимание на отсутствие единого понимания термина «электронный документ», акцентировав при этом внимание на том, что для управляющих документацией и архивистов важным является не электронно-цифровая форма представления электронного документа, а его содержание и метаданные, в том числе ЭЦП.

В качестве возможных объектов архивного хранения М.В.Ларин предложил разделить электронные документы на 4 категории: документы, изначально созданные в электронном виде и остающиеся таковыми на протяжении всего жизненного цикла, электронные копии документов на традиционной основе, базы данных (регистры, кадастры и т.п.), документы веб-сайтов. Электронные документы представляются собой не физическую, а логическую структуру. При этом миграция электронного документа в иной формат приводит к изменению электронного документа, потере части информации, потере его аутентичности (то есть приводит к появлению нового документа). Приемлемо ли это для архивиста, для которого неизменяемая сущность документа всегда являлась главенствующей? В этом контексте важным видится необходимость решения проблемы определения границ между архивом и другими информационными центрами. Представляется, что для архивиста важно сохранение не только контента (содержания), но самих документов, что важно при использовании их в качестве доказательства.

Очевидно, что при поиске оптимальных путей реализации архивных бизнес-процессов в отношении электронных документов архивисты отталкиваются от традиционной практики, применяемой в отношении документов на твердой (бумажной) основе. Данный подход является оправданным в отношении так называемых «электронных архивов первого поколения». В то же время полученный опыт позволит в перспективе выработать квалифицированные методы работы с архивными электронными документами и перейти к полноценному созданию архивов электронных документов «нового поколения». Аналогичную точку зрения на этот вопрос высказал и С.Аллегрезза (Италия) в докладе «Дематериализация архивных процессов в отношении документов и не только: проект реорганизации документационного обеспечения Университета в Удине».

Во время состоявшейся по итогам первой сессии дискуссии коллегами из Омана был поставлен вопрос об основном объекте деятельности архивов. В условиях легкой возможности оцифровки архивных документов представителями ИТ-сектора и некоторыми архивистами ставится вопрос о переводе бумажных архивов в электронную форму с отказом от хранения бумажных оригиналов. Большинство участников конференции (З.Семлич-Райх, Словения, А.Рыбаков, Беларусь, М.Ларин, Россия и др.) сошлись во мнении, что основным предметом профессиональной деятельности архивистов на современном этапе по-прежнему остается прием, сохранение и использование именно архивных документов, а не информации. В связи с этим оцифровка архивных документов не должна сопровождаться избавлением от их бумажных оригиналов, прежде всего, в силу их способности служить доказательством. В то же время с учетом увеличивающих объемов документации и физической невозможности сохранения всех ценных документов, неизбежности потери аутентичности электронных документов при их конвертации в иные форматы, поступления на архивное хранения таких специфических электронных документов как базы и банки данных в перспективе архивисты могут столкнуться с необходимостью решения вопросов о хранении в архивах «артефактов и информации» (такую точку зрения со ссылкой на финских коллег высказал Б.Поповичи, Румыния).

По второй теме было представлено 24 доклада. Содержание докладов варьировалось от анализа опыта работы различных стран и учреждений по подготовке кадров профессиональных архивистов до постановки вопросов о придании архивоведению статуса самостоятельной науки.

Анализ представленных докладов показал, что основную сложность ми в сфере подготовки кадров представляют вопросы междисциплинарности, что обусловлено необходимостью обеспечивать широкий круг взаимосвязанных, но различных по содержательному наполнению архивных процессов. Например, задачи архива по обеспечению сохранности архивных документов требуют от архивиста знаний в области химии и биологии; внедрение в архивное дело электронного документа и электронного документооборота требуют от архивиста достаточно глубоких знаний в сфере управления документами и информационными ресурсами (базами данных и др.). Для обеспечения доступа к архивным документам и их использования в научных и социальных целях современный архивист должен обладать не только историческими знаниями и уметь работать с традиционными (пергаментными, бумажными) документами, он должен быть специалистом в сфере социальных коммуникаций, основанных на современных информационных технологиях. Практически всеми докладчиками были отмечены изменившиеся в последние годы требований к профессиональным компетенциям архивиста.

В то же время возросшие требования к профессиональной компетенции архивиста вступают в определенное противоречие с текущей практической ситуацией. Несмотря на то, что деятельность архивиста направлена на решение важнейших социальных задач, его социальный статус в общественном сознании, обусловленный, в том числе, низким уровнем оплаты труда, остается невысоким. Это является причиной того, что в разных странах значительную часть работников архивов составляют лица, не имеющие специального архивного образования. В этих условиях большое значение приобретает организация «внеуниверситетского образования» архивистов, то есть обучающих курсов и курсов повышения квалификации. В новых условиях это актуально и для архивистов с большим практическим стажем работы.
При этом проблемной точкой является то, что деятельность в сфере подготовки и повышения квалификации управляющих документацией архивистов требует специальной аккредитации учреждений, которые их осуществляют. В результате, по меткому замечанию П.Ваал-Сенекал (ЮАР), часто управляющих документацией и архивистов обучают аккредитованные организации, преподаватели которых не обладают достаточными знаниями и опытом в сфере управления документами и архивного дела, но в то же время те организации, которые могли бы дать качественное архивное и документоведческое образование, такой аккредитации не имеют. Данное замечание актуально и для Беларуси, архивная система которой не обладает институциональным инструментом для организации переподготовки и повышения квалификации архивистов и работников служб документационного обеспечения управления.

Все доклады, прозвучавшие на конференции, в виде научных статей опубликованы в выпуске журнала «Atlanti» за 2017 г., две части которого переданы в библиотеку БелНИИДАД.

По окончании второго рабочего дня конференции состоялось заседание Генеральной Ассамблеи официальных членов ИИАС, которое было продолжено в первой половине дня 19 октября. На заседании были подведены итоги состоявшейся научной конференции, определены ключевые положения проектов резолюций по ее итогам. Также были заслушаны отчеты директора ИИАС П.П.Класинца и директора Осенней архивной школы ИИАС Г.Тато о деятельности подведомственных им структур в 2016-2017 гг. В результате состоявшейся дискуссии были выработаны предложения, направленные на дальнейшее повышение эффективности проводимых ИИАС мероприятий, а также утверждены обязанности членов ИИАС и требования к его новым членам.

На заседании Генеральной Ассамблеи были также определены темы XXVIII Конференции Международного архивного дня, которая состоится в 2018 году, предварительно сформулированные следующим образом: «Архивы негосударственных организаций и их сотрудничество с государственными архивами» и «Защита персональных данных: архивная теория и практика».