В Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства работает выставка «…С идеей сберечь от уничтожения…»

С 7 октября 2022 г. в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства работает выставка «…С идеей сберечь от уничтожения…», приуроченная к 100-летию Государственной архивной службы Беларуси и Году исторической памяти.

Напомним, что архивная служба Беларуси ведет отчет своей истории с 12 сентября 1922 года, когда Президиум ЦИК БССР принял постановление «Об утверждении Положения о Центральном архиве Беларуси и смете на его расходы». Именно на Центрархив была возложена определяющая роль в формировании Государственного архивного фонда. Позже, в мае 1927 г., вместо Центрархива были созданы Центральное архивное управление (ЦАУ) БССР и сеть государственных архивов, в сентябре 1938 г. переданных в распоряжение Наркомата внутренних дел (НКВД) Беларуси.

Государственную архивную службу в начале ее существования возглавили люди, связанные как с исторической наукой, так и литературой, филологией, этнографией, искусствоведением. Их фонды и отдельные документы хранятся в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства. Сохранились и протоколы заседаний Первой всебелорусской конференции архивных работников (1924), черновые материалы работы над одним из первых сборников, подготовленных Центрархивом БССР, – “Социалистическое движение в Беларуси в прокламациях 1905 года” (1927).

Выставка рассказывает как раз о тех личностях и тех событиях, происходивших на первых этапах становления государственной архивной службы. Название экспозиции – «…С идеей сберечь от уничтожения…» – дала цитата из выступления Иллариона Барашко перед участниками Первой всебелорусской конференции архивных работников 13 мая 1924 г.: “Наше здоровье, и сила, и руки были на втором плане. Мы работали, всегда носясь в своих мыслях с идеей, идеей сберечь от уничтожения архивы, имеющие научную ценность при исследовании Беларуси”. А составили выставку фотографии, фрагменты рукописей, личные документы деятелей литературы и культуры, так или иначе связанных с белорусской архивной службой 1920–1930-х гг.

Дмитрий Федорович Жилунович [псевдоним Тишка Гартный; 23.10(04.11).1887, мест. Копыль Слуцкого у. Минской губ., ныне город – 11.04.1937, г. Могилев] известен не только как писатель и государственный деятель, но и как один из основателей Государственной архивной службы Беларуси.

В январе 1923 г. Д. Жилунович был назначен заведующим Центрархивом Беларуси. Находился на этой должности до апреля 1929 г. Одновременно (с ноября 1923 по июнь 1924 г.) возглавил коллегию Истпарта ЦК (ЦБ) КП(б)Б, был заведующим Белгосиздательством (1925–1928), заместителем Наркомпроса БССР (1928–1929), председателем Главискусства. У 1925–1929 гг. избирался членом ЦИК БССР трех созывов; в 1928 г. в числе первых избран действительным членом БАН.

Несмотря на большую занятость, Д. Жилунович находил время для руководства архивной отраслью. Как свидетельствуют делопроизводственные документы, он принимал участие во всех мероприятиях Центрархива, имевших научный или организационный характер. Подпись Д. Жилуновича имеется под актом передачи первых двух десятков архивных фондов при смене руководства Центрархива. С учетом этого скромного архивного наследия в дальнейшем Д. Жилунович обратил внимание в первую очередь на его пополнение и распространение. Являясь руководителем не только Центрархива, но и Истпарта, задачей которого был сбор документов и материалов по истории революционного движения, Октябрьской революции, гражданской войны, Д. Жилунович использовал “административный ресурс”, направлял Истпарт выделять своих уполномоченных на местах, организовывать вечера воспоминаний, присматривать за архивами. Благодаря этому уже к концу 1923 г. Истпартом было собрано значительное количество документов за 1917–1920 гг., в том числе и Центрального бюро КП(б)Б, членом которого Д. Жилунович был в 1919 г. Для их сохранения по инициативе Д. Жилуновича в декабре 1923 г. в Центрархиве Беларуси было организовано историко-революционное отделение, которое в 1924–1925 гг. пополнилось документами бывших жандармских управлений, а также соответствующими копиями документов, полученных из госархивов Москвы и Ленинграда.

Собрание документов Тишки Гартного (Дмитрия Жилуновича) составляет фонд № 15 в БГАМЛИ.

Михась (Михаил Викентьевич) Мелешко [27.04(09.05)1892, д. Скары Вилейского у. Виленской губ., ныне Мядельский р-н Минской обл. – 04.1941, г. Самара] – историк, этнограф, архивист, краевед, писатель.

Родился в семье крестьянина-рыбака. Начальное образование получил в Мяделе, окончил Витебское отделение Московского Археологического института (1921). С 1911 г. жил в Петербурге, работал на асбестовой и ниточной фабриках, фармацевтическом заводе, участвовал в белорусском кружке Бронислава Эпимаха-Шипило. С 1918 г. работал в Витебском отделении Белнацкома, губернском военкомате. Читал курс лекций по этнографии в Витебском педагогическом институте (1923–1924), преподавал в Инбелкульте, позже в Белорусской академии наук.

С 1919 г. Михась Мелешко работал в Витебском губернском архиве, с ноября 1922 г. – в Минском центрархиве, с 1927 г. – в Центральном архивном управлении БССР; в 1929 г. назначен ученым специалистом-архивистом ЦАУ БССР. Был одним из организаторов и руководителей архивного дела в Беларуси, изучал вопросы белорусской этнографии и краеведения.

Произведения разных жанров печатал с 1913 г. в альманахе “Маладая Беларусь”, газетах “Наша Ніва”, “Дзянніца”, “Савецкая Беларусь”, журналах “Вольны сцяг” и “Наш край”, научных этнографических изданиях. Опубликовал статьи “Наши древности” (1921), “Центрархив ССР Беларуси” (1925), “Архивное дело в БССР до настоящего момента” (1926), “Белорусские архивные богатства” (1927), “Архивы БССР за 10 лет Октября” (1927), “Краеведение и архивы Беларуси” (1927), “З. Жилунович как историк” (1928) и др. На Первой всебелорусской конференции архивных работников (май 1924 г.) выступил с докладом “Состояние архивов Беларуси, реорганизация”. Составитель книги “Социалистическое движение в Беларуси в прокламациях 1905 г. (1927).

В БГАМЛИ большинство документов Михаила Мелешко хранится в личном фонде историка, литературоведа и архивиста Виталия Скалабана (ф. 500), занимавшегося поиском и исследованием наследия своего предшественника.

Илларий (Илларион Матвеевич) Барашко [12(25).07.1905, г. Минск – 03.06.1968, г. Москва] – прозаик, кинодраматург, переводчик, архивист. Родился в смеье рабочего. Первый рассказ опубликовал в 1923 г. Автор книг прозы “На просторе” (1926), “Путь борьбы и побед” (1928), “Коммунары” (1931), “На разные темы” (1931), “Близкие дали” (1959). Отдельными изданиями увидели свет повесть “Рыгор Голота” (1929), сказка “Золотые орехи” (1930), очерк в стихах “Осинстан” (1931), рассказ “Газета Анночки Хованочки” (1932).

В архивной отрасли работал с 1920 г. на должности сотрудника по разбору и приведении в порядок минских архивов Архивной секции подотдела охраны памятников искусства и древности. В 1921–1922 гг. занял должность деловода в Минской ученой архивной комиссии Академического центра Наркомпроса БССР. 1 февраля 1922 г. назначен хранителем архивов Беларуси. Благодаря его энтузиазму и энергии избежали уничтожения ряд архивных фондов учреждений бывшей Минской губернии и документы частных архивов. После создания Центрального архивного управления республики был его секретарем. Участвовал в подготовке и проведении Первой всебелорусской конференции архивных работников (12–15 мая 1924 г.), выступал на ней от имени молодых архивистов республики. 1 ноября 1924 г. переведен на должность секретаря редакции журнала “Полымя”. В 1925–1927 гг. – редактор журнала “Малады араты”, в 1927–1929 гг. – заместитель ответственного секретаря газеты “Чырвоная змена”, с 1929 г. – заместитель редактора журнала “Маладняк”. Окончил БГУ (1930). Член Союза писателей СССР (1934).

В 1932–1936 гг. Илларий Барашко работал редактором Белгоскино в Ленинграде. В 1938 г. окончил Киноакадемию и был назначен начальником Управления учебных заведений Комитета по делам кинематографии при СНК СССР. В 1941–1944 гг. являлся политработником Политуправления Тихоокеанского, а затем Черноморского флотов. После войны был директором-распорядителем Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, работал в Министерстве культуры СССР, Министерстве культуры РСФСР.

Личный фонд Иллария Барашко в БГАМЛИ (№ 28) насчитывает 446 единиц хранения.

Язеп (Осип Леонтьевич) Дыло [02(14).04.1880, г. Слуцк Минской губ., ныне Минская обл. – 07.04.1973, г. Саратов] – прозаик, драматург, общественный и государственный деятель, один из тех, кто в 1920-е гг. заботился о сохранении белорусского архивного наследия.

Происходил из семьи почтового служащего. Учился в Слуцкой гимназии (1891–1900), Юрьевском (ныне г. Тарту, Эстония) ветеринарном институте (1900–1902), работал в редакции минской газеты “Северо-Западный край” (1903–1904), издательствах Петербурга, Оренбурга, Казани, Москвы (1906–1918). В 1905 г. возглавлял организационную группу Минского комитета РСДРП. В январе – феврале 1919 г. комиссар труда во Временном рабоче-крестьянском правительстве Беларуси. Был членом ЦИК БССР (1921–1924), председателем Центробелсоюза (1921–1923), председателем Государственной плановой комиссии БССР (1923–1924), заместителем председателя Комиссии по районированию БССР, директором Института по изучению искусства (1925–1927), директором БГТ-1 (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы), заместителем заведующего Белгоскино по литературно-художественной части, инспектором Наркомпроса БССР. С ноября 1924 г. Я. Дыло являлся ученым секретарем, а позже – заведующим секцией по изучению искусства Инбелкульта.

В 1930 г. Язеп Дыло был арестован по сфабрикованному делу “Союза освобождения Беларуси” и в 1931 г. сослан в г. Кунгур Пермской области. С 1932 г. жил и работал в Саратове, где и скончался, не дожив недели до 93 лет.

Начиная с 1912 г. Я. Дыло выступал в печати с художественными и публицистическими произведениями, в том числе на историческую и архивоведческую тематику. В статье “Сокровища творчества Максима Богдановича” (1923) он впервые сделал обзор рукописного наследия поэта. Язеп Дыло принимал участие в Первой и Второй конференциях архивных работников БССР, поднимая вопрос о создании окружных (районных) архивов в соответствии с территориальным делением Беларуси. “Пусть архивы станут не кладбищами документов, а [научными] лабораториями”, – говорил он.

Личный фонд Я. Дыло в БГАМЛИ (№ 53) насчитывает 2 описи, 401 единицу хранения.

Павел Викентьевич Лютарович (19.11.1907, мест. Городное Столинского р-на Брестской обл. – 19.10.1973, г. Минск) – государственный и культурный деятель, искусствовед, историк, архивист.

В 1915 г. с родителями переехал в г. Велиж Смоленской области. Окончил среднюю школу (1924), педфак БГУ (1929). Работал в г. Горки преподавателем общественных наук, директором вечерней школы и 2-летних общеобразовательных курсов. Заведовал кафедрой и выкладывал политэкономию в институтах БССР (1931–1936). Окончив в Москве полугодовые курсы управляющих и научных работников госархивов, в 1936–1938 гг. работал старшим научным сотрудником, заместителем директора Госархива Витебской области. В 1938–1941 гг. – заместитель директора и преподаватель истории Витебского пединститута, лектор Витебского горкома КП(б)Б. Во время Великой Отечественной войны жил в эвакуации, работал преподавателем истории и директором средней школы в Мордовской АССР. В 1943 г. переехал в Москву и работал заведующим учебной частью партийно-советских курсов при ЦК КП(б)Б на ст. Сходня Московской области, с апреля 1945 г. – руководителем лекторской группы ЦК КП(б)Б.

После войны возглавил Комитет по делам культпросветучреждений (с 1946 г. – искусств) при Совете Министров БССР. Делегат Парижской мирной конференции (1946), представитель от БССР на конгрессе ЮНЕСКО в Гааге (1954). Депутат ВС БССР (1949–1954). С марта 1953 г. по апрель 1956 г. – заместитель министра культуры БССР. С марта 1956 г. по ноябрь 1961 г. директор Государственного Большого театра оперы и балета БССР. С ноября 1961 г. по август 1963 г. работал в аппарате Министерства культуры БССР главным редактором по производству фильмов. С августа 1963 г. по 1968 г. – директор театра им. Янки Купалы. С 16 апреля 1969 г. – заведующий отделом научного использования и информации Главного архивного управления при Совете Министров БССР.

Певел Лютарович – автор книг “Расцвет белорусского советского искусства” (1955), “Искусство Советской Белоруссии” (1959), научно-популярных и публицистических статей по искусствоведению, театральной культуры.

В БГАМЛИ хранится личный фонд Павла Лютаровича (№ 298).

Первая Всебелорусская конференция архивных работников состоялась в Минске 12–15 мая 1924 г. в связи с реорганизацией архивного дела в БССР. В мероприятии участвовало около 30 архивистов, историков, представителей государственных учреждений Беларуси. Были заслушаны и обсуждены доклады “Деятельность Центрархива РСФСР”, “Влияние договоров РСФСР с отделившимися государствами (Польшей, Литвой и Латвией) на состояние белорусских архивов”, “Пересмотр архивного законодательства БССР”, “Подготовка архивных работников” Владимира Пичеты; “Состояние архивного дела на Могилевщине” Дмитрия Довгялло; “Реорганизация архивного дела в Беларуси” Михася Мелешко; “Архивы и архивное дело на Витебщине” Болеслава Брежго; “Минские архивы с древнейших времен до нач. 20 в.” Владимира Краснянского; “Состояние архивного дела на Могилевщине в первые годы революции 1918–1921 гг.” Исаака Сербова; “Делопроизводство и современные архивы в наркоматах и учреждениях Беларуси и способы улучшения их по программе НОТ” Якова Ракова и др.

Обсуждались также вопросы о вывезенных архивах и их возвращении (сообщение Д. Жилуновича), об организации Центрархива СССР. Было предложено наладить более тесную связь архивов с государственными, научными и общественными учреждениями. особенное внимание участники конференции обратили на недопущение вывоза архивных материалов за пределы СССР (в Польшу, Латвию, Литву), а также на необходимость возвращения на Беларусь тех материалов, которые были вывезены с ее территории в дореволюционное время и во время разных оккупаций. Ученые приняли резолюцию о прекращении уничтожения архивных материалов без разрешения Центрархива Беларуси. Кроме того, было предложено возобновить издание материалов по истории Беларуси, особенно периода ХІХ–ХХ вв.

Сборник документов и материалов конференции был издан в 1999 г., составитель – кандидат исторических наук Михаил Шумейко.

Вторая конференция архивных работников БССР состоялась в Минске 19–24 декабря 1928 г. Присутствовали 23 делегата (представители Центрального архива Октябрьской революции, исторических архивов Витебска, Могилева, Минска, 6 окружных архивных отделений, Института белорусской культуры, Белорусского государственного музея, Центрального бюро краеведения). На конференции рассматривались и обсуждались вопросы: деятельность и очередные задачи Центрального архива БССР (М. Мелешко), Центрального архива Октябрьской революции в начале существования (Г. Бобровский), исторических архивов (Э. Лейланд, Витебск; И. Горянин, Могилев; М. Вахаев, Минск), окружных архивов (П. Тараймович, Бобруйск; И. Колодкин, Мозырь; Е. Макась, Минск; П. Вашкевич, Орша; Я. Дадон, Полоцк), взаимодействие с архивами действующих учреждений (Г. Бобровский), проведение в жизнь постановления ЦИК и СНК БССР “О едином государственном фонде БССР” (М. Вахаев) и др. Отмечалось, что за время после Первой Всебелорусской конференции архивных работников (1924) в республике создана сеть государственных архивных учреждений, возвращены документы из России. Участники конференции одобрили резолюции архивного дела (придание государственным архивам права контролировать работу архивов учреждений, создание сети государственной архивной службы), подвели итоги работы архивных учреждений, определили перспективы (создание районных госархивов, организация делопроизводства), создание печатного органа архивистов и др.

“Социалистическое движение в Беларуси в прокламациях 1905 г.”
– книга, изданная Институтом Белорусской Культуры в 1927 г. Это один из наиболее значительных археографических сборников, подготовленных сотрудниками Центрархива БССР. Основную составительскую работу выполнил Михась Мелешко, предисловие написал Дмитрий Жилунович, исторические вступления сделал Иван Витковский. Примечательность и ценность сборника были положительно оценены белорусской научной общественностью. На выставке представлены уникальные рабочие материалы подготовки книги к печати.