Развитие партизанского движения на территории Беларуси в июне – сентябре 1942 г.

В централизации партизанского движения на территории республики в этот период времени можно условно (так как они тесно взаимодействовали) выделить две направляющие силы – ЦШПД и партийное руководство БССР со своими структурами (обкомы, райкомы, горкомы).

По линии ЦШПД планирование, координация и общее руководство партизанским движением в БШПД осуществлялось ШПД на Калининском и Западном фронтах. К 30 июня 1942 г. почти полностью был укомплектован штат Западного штаба партизанского движения, во главе которого был назначен бывший нарком внутренних дел БССР С.Бельченко, а его заместителем – второй секретарь ЦК КП(б)Б П. Калинин, оперативный отдел возглавил подполковник А. Прохоров, разведывательный – подполковник С.Анисимов. ШПД при Военном Совете Калининского фронта приступил к исполнению своих обязанностей с июля 1942 г. Его возглавил бывший заместитель наркома внутренних дел БССР В.Радченко. В структуре штаба действовали отделы: оперативный, оперативно-разведывательный, кадров, материально-технического обеспечения, финансовый и отделения – общее и секретное, шифровальное, радиоузел. На ЗШПД и КШПД возлагались задачи по руководству боевыми действиями партизанских отрядов и бригад Беларуси.

ЦК КП(б)Б, обкомы и райкомы также настойчиво искали наиболее эффективные способы создания стройной и эффективной системы партийного и военно-оперативного руководства сопротивлением в тылу врага. Например, секретарь Витебского обкома партии И. Стулов предлагал создать оперативные центры, которые бы направляли главные удары и руководили бы всей деятельностью партизанских соединений: «Таких штабов в Витебской области надо создать четыре, соответственно четырем зонам: Витебской, Оршанской, Полоцкой и Лепельской». Секретари Брестского и Барановичского обкомов партии предлагали создание зональных координирующих центров. 29 мая 1942 г. Россонский райком принял решение о создании единого штаба по руководству партизанскими отрядами во главе с Р.Охотиным. 30 июля 1942 г. бюро Витебского обкома партии утвердило решение о создании штаба Оршанской зоны во главе с В.Бойко, а 4 августа этим же обкомом был создан штаб Полоцкой зоны, руководивший боевой деятельностью партизан на территории Ветринского, Дриссенского, Освейского, Полоцкого, Россонского и Сиротинского районов. На территории Гомельской области 15 ноября 1942 г. также был создан областной штаб руководства партизанским движением. В своей практической работе штаб регулировал действия отрядов, разрабатывал планы действий, устанавливал сроки выполнения операций, определял для отрядов зоны разведки. Отмечая характерную особенность этой деятельности, укажем на ее «региональный» (в масштабах района, области, партизанской зоны) характер.

Нельзя не сказать о деятельности в этот период времени Северо-Западной группы ЦК КП(б), которая была создана 20 марта 1942 г. и вела работу в полосе Калининского фронта и «находясь вблизи границ Белорусской республики, смогла бы оперативнее связываться с оставленными в тылу врага отрядами, группами, подпольными обкомами и райкомами партии, развертывать всенародную партизанскую борьбу в тылу противника». Во главе группы стояли ответственные партийные работники Г.Эйдинов (руководитель), К.Бударин, М.Зимянин, П.Крысанов, В. Романов и др. За время своей деятельности (март – сентябрь 1942 г.) группа переправила за линию фронта более 20 партизанских отрядов, 102 организаторские и 62 диверсионные группы. В Северо-Западную группу ЦК КП(б)Б стекалось огромное количество различной боевой и разведывательной информации, поступали сведения о деятельности подпольных органов и организаций, партизанских отрядов и групп, прибывали партизанские связные с просьбами и ценными сведениями.

Только за период с июля по сентябрь 1942 г. Северо-Западной группой ЦК КП(б)Б было подготовлено и направлено в ЦШПД 16 оперативных сводок общим объемом 66,5 машинописных страниц. Главной особенностью оперсводок Северо-Западной группы ЦК КП(б)Б был их региональный характер. Данные касались в основном только территории Витебской области и крупных областных городов. Донесения о положении на других территориях носили единичный случай. И тем не менее, значимость этих сведений была очень велика. Только в двух оперсводках за 7 и 10 августа 1942 г. в ЦШПД поступила информация о более чем 30 гарнизонах, расположенных в Бегомльском, Лепельском, Ушачском, Холопеничском районах, а в сводке за 16 июля этого же года приводились данные о расположении ключевых гражданских объектов и состоянии промышленности в Минске.

Укажем, что по сути дела Северо-Западная оперативная группа являлась прообразом будущего республиканского штаба партизанского движения.

Важную роль в становлении и развитии партизанского движения и его военно-оперативного руководства в республике сыграл институт уполномоченных ЦК КП(б)Б. Как правило, партийные работники направлялись на оккупированную территорию в качестве уполномоченных ЦК по областям и районам и наделялись широкими полномочиями. К концу осени 1942 г. были утверждены уполномоченные Барановичской (В.Чернышев), Брестской (С.Сикорский), Полесской (Ф.Языкович) и Гомельской (И.Кожар) областям. Важно подчеркнуть, что практику отправки и использования уполномоченных в дальнейшем активно использовал БШПД.

Боевая и диверсионная деятельность белорусских партизан в этот период времени развивалась в контексте общесоюзной партизанской борьбы, которая определялась и планировалась ЦШПД с учетом положения на фронтах и общим военным положением. Отметим тот факт, что в оперативном управлении (отделе) ЦШПД было создано и активно действовало Белорусское направление во главе с А.Брюхановым, которое курировало оперативно-диверсионную работу народных мстителей БССР. Сама эта деятельность осуществлялась на основе подготовки различных планов (областных, общереспубликанских, общесоюзных и др.). Так 18 июля заместитель начальника ЗШПД П. Калинин направил на утверждение в ЦШПД «Оперативный план боевых действий партизанских сил на июль-август 1942 г.». Основной задачей был срыв железнодорожных и автомобильных перевозок, а также остановка деятельности основных коммуникаций противника. Аналогичный план был разработан и Калининским штабом партизанского движения. Только за период с 10 июня 1942 г. по 1 февраля 1943 г. работниками Белорусского направления ЦШПД было подготовлено и осуществлено 116 оперативных разработок, 84 разработки и организационных мероприятий, 4 разработки директивных документов, оформлены описания 42 итоговых и отчетных разработок, 6 описаний крупных операций, рассмотрено 4 оперативных плана, подготовленные ЗШПД и БШПД.

В период Сталинградской битвы оперативный отдел ЦШПД спланировал ряд крупномасштабных боевых операций на коммуникациях противника с целью их полной дезорганизации. Например, в сентябре 1942 г. в ЦШПД был разработан план операции по одновременному уничтожению мостов на оккупированной территории, получивший название «Дуб». В ноябре этого же года был разработан план «Труба», предусматривавший разрушение железнодорожных участков и установление противопоездных мин замедленного действия на основных магистралях западного направления. ЦШПД также разработал план по выводу из строя системы водообеспечения на железных дорогах (водозаборов, водонасосных станций, водокачек), под кодовым названиям «Пустыня». Активную роль в этих мероприятиях отводилась партизанам нашей республики. Таким образом, можно говорить о том, что до создания БШПД единого плана боевых действий партизан в масштабах республики создано не было. Конкретное оперативное планирование в этот период осуществлялось фронтовыми ШПД. В это время планирование касалось преимущественно тех партизанских сил, которые базировались вблизи линии фронта, а боевые действия предусматривались главным образом в тактической и реже – в оперативной глубине противника.

Отметим также значительный количественный рост партизанского движения в Беларуси после создания ЦШПД. Так, только за период с 1 июня по 15 августа 1942 г. численности партизан и отрядов увеличилась с 9.538 (65 отрядов) до 27.744 (252 отрядов), то есть за два с половиной месяца почти в три раза.

Указывая на значительные успехи и достижения в деятельности ЦШПД по развитию партизанского движения, нельзя не сказать о том, что уже в первые месяцы его работы обнаружились и серьезные недостатки, которые касались его структуры (ЦШПД – фронтовые штабы). Дело в том, что направления действий фронтов часто менялись и не совпадали с довоенными границами республик и областей. Это создавало определенные трудности во взаимодействии армейского командования с руководителями местных подпольных партийных органов. Многие партизанские формирования, действовавшие в полосе одного фронта, часто имели различную подчиненность, что снижало эффективность удары по врагу и приводило к нерациональному расходу сил. Учитывая эти обстоятельства и опираясь на опыт руководства борьбой со стороны республиканских и областных партийных комитетов, был взят курс на перестройку штабов партизанского движения по административно-территориальному принципу (республиканские и областные). По мнению военного историка В.Андрианова, такая форма руководства «базировалась на сложившихся прочных связях местных партийных органов с населением, позволяла учитывать местные особенности, в результате чего фронтовое командование более полно и целеустремленно могло использовать возможности партизан в интересах войск. В свою очередь задача тесного взаимодействия регулярных войск с партизанами, требовавшая централизации руководства боевыми действиями последних в полосе каждого фронта, решалась созданием представительств и оперативных групп ШПД на фронтах». Началась перестройка штабов партизанского движения по территориальному принципу.

 

Кулинок С.В., заведующий отделом публикаций ГУ «Национальный архив Республики Беларусь», к.и.н.

Скоморощенко М.Н., заместитель начальника отдела организационной работы, информации и использования документов Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь

 

Вид на штаб лагеря партизанского отряда Разгром. 1942.
(Рисунов. Национальный архив Республики Беларусь)
Засада на дороге.
(Партизанский рисунок. Национальный архив Республики Беларусь)
Командир 1-й Белорусской бригады Минай Филиппович Шмырев.
(Национальный архив Республики Беларусь)
Партизанская мастерская по изготовлению вооружения.
(Фото. Национальный архив Республики Беларусь)