К 95-летию писателя Алеся Адамовича

Алесь (Александр Михайлович) Адамович (03.09.1927, д. Конюхи Копыльского района – 26.01.1994).

Писатель, критик, литературовед, публицист, общественный деятель. Глубокий, талантливый исследователь, автор многих общенаучных работ по актуальным проблемам литературы второй половины ХХ века. Анализировал пути становления белорусского романа, развитие белорусской литературы в контексте мировых тенденций, подымал проблемы писательского мастерства и творческой культуры как перед отечественными деятелями, так и перед коллегами из других стран.

Его произведения, выступления, лекции проникнуты антивоенным пафосом. Большинство художественно-документальных романов и рассказов Алеся Адамовича посвящено событиям Второй мировой войны, партизанской борьбе белорусов против немецко-фашистских захватчиков. Произведения основаны на воспоминаниях живых свидетелей трагедии ХХ века. Вся семья Адамовичей на себе испытала, что такое война. Алесь Адамович присоединился к партизанской борьбе в 15 лет. Позднее писатель отметит: «Если мне что и удалось в романе «Война под крышами», то это потому, что моя мать написала эту книгу своей собственной жизнью». В первых строках романа звучат слова: «…у войны не женское лицо». Они передают всю трагедию мирного населения, в основном женщин и детей, оккупированного немецкими войсками в годы войны.

В 1975 г. вышла документальная книга «Я из огненной деревни», которая стала результатом совместных интервью А. Адамовича, Я. Брыля и В. Колесника с оставшимися в живых жителями деревень Беларуси, разделивших судьбу Хатыни. Голоса людей, чудом уцелевших, становятся настоящим обвинительным актом против зверств нацистов.

Страницы «Блокадной книги» (1979, 1982), созданной в соавторстве с Д. Граниным, стали неприкрытой правдой о страданиях жителей блокадного Ленинграда. Книга основана на рассказах, а также на дневниковых записях ленинградских блокадников, многие из которых погибли от голода и холода.

В 1985 г. по мотивам «Хатынской повести» и «Карателей» кинорежиссер Э. Климов в соавторстве с А. Адамовичем снял художественный фильм «Иди и смотри» («Мосфильм», «Беларусьфильм»), который заново потряс общество своим правдивым изображением военных преступлений. Фильм, который в течение семи лет до окончательного запрета Госкино в 1977 году авторы пытались поставить под первоначальным названием «Убейте Гитлера!», наконец, получил большой резонанс во многих странах мира и неоднократные награды.

В 1980-х годах. А. Адамович много ездил по миру, принимая участие в международных антивоенных, антиядерных конференциях, где выступал с докладами и давал интервью. В 1986 году, после взрыва на Чернобыльской АЭС, он доносил до сознания тогдашнего руководства страны и общества реальные масштабы бедствия для Беларуси.

21 декабря 1991 г. перенес тяжелый инфаркт миокарда. Писатель торопился закончить свои творческие проекты: повесть «Венера, или Как я был эксплуататором», эссе «Самоисцеление от коммунизма», автобиографическую повесть «Vixi»/«Прожито». 26 января 1994 г., выступая в Верховном суде РФ с речью в защиту имущественных прав Союза писателей, Международного литературного фонда, перенес второй, последний инфаркт. Похоронен в д. Глуша рядом с братом, недалеко от могил родителей и бабушки.

В Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства хранится личный фонд Алеся Адамовича, который содержит почти 800 дел, в том числе: рукописи писателя (романы, повести, рассказы, пьесы, сценарии, очерки, статьи, заметки, рецензии, предисловия, лекции по белорусской литературе (посвящённые М. Богдановичу, Я. Купале, Я. Коласу, М. Горецкому, К. Чорному, В. Быкову, И. Мележу и др.), а также переписку (с деятелями литературы и искусства, учреждениями, организациями и др.), биографические документы (автобиографию, документы о творческой и служебной деятельности), документы об А. Адамовиче (статьи, рецензии), изобразительные документы (индивидуальные и групповые фотографии).

Документы:

 

1. А. Адамович. 1950-е гг.
БГАМЛИ. Ф. 116. Оп. 2. Ед. хр. 122. Л. 3.
2. Михаил Иосифович и Анна Митрофановна – родители А. Адамовича. 1923 г.
БГАМЛИ. Ф. 116. Оп. 2. Ед. хр. 120. Л. 4.
3. А. Адамович. Автобиография «Заглядваючы ў сябе». Автограф. 1963 г.
БГАМЛИ. Ф. 116. Оп. 3. Ед. хр. 114. Л. 1, 14.
4. Характеристика на партизана А. Адамовича. Машинопись. 1957 г.
БГАМЛИ. Ф. 116. Оп. 1. Ед. хр. 215. Л. 2.
5. А. Адамович в партизанском отряде им. Кирова бригады им. Пархоменко. Май 1943 г.
БГАМЛИ. Ф. 116. Оп. 1. Ед. хр. 224. Л. 2.
6. Отзыв П. Глебки на диссертацию А. Адамовича “Язык романа “Третье поколение” и индивидуальный литературно-художественный стиль К. Чорного”. Автограф. 1953 г.
БГАМЛИ. Ф. 116. Оп. 1. Ед. хр. 220. Л. 7.
7. А. Адамович. Статья “Беларуская проза ў кантэксце сусветнай класікі”. Автограф. 1963 г.
БГАМЛИ. Ф. 116. Оп. 1. Ед. хр. 158. Л. 2, 18.
8. А. Адамович. Статья о рассказе В. Быкова “Адна ноч”. Машинопись. 1963 г.
БГАМЛИ. Ф. 116. Оп. 1. Ед. хр. 155. Л. 2.
9. А. Адамович. Ответ на анкету для сборника «История написания произведений». Автограф. Сентябрь 1978 г. БГАМЛИ .Ф. 116. Оп. 2. Ед. хр. 79. Л. 1, 4об., 6.
10. Я. Брыль и А. Адамович на Россонщине во время сбора материалов для книги “Я з вогненнай вёскі”. 1972 г.
БГАМЛИ. Ф. 59. Оп. 3. Ед. хр. 499. Л. 11.
11. Книга “Я з вогненнай вёскі” с дарственной надписью авторов Г. Берёзкину. 1975 г.
БГАМЛИ. Инв. № 14146.
12. А. Адамович. Сценарий фильма “У войны не женское лицо”. Автограф. 1975 г.
БГАМЛИ. Ф. 116. Оп. 1. Ед. хр. 125. Лл. 1-2.
13. А. Адамович. Статья для “Курьера ЮНЕСКО” – “Белорусские Хатыни и блокадный Ленинград”. Автограф, машинопись с авторскими правками. 1978 г.
БГАМЛИ. Ф. 116. Оп. 2. Ед. хр. 71. Л. 1, 20.
14. А. Адамович. Статья о необходимости отказа от ядерного оружия «Твоя жизнь – моя жизнь». Автограф. 1980-е гг.
БГАМЛИ. Ф. 116. Оп. 3. Ед. хр. 45. Л. 1, 13, 13об.
15. А. Адамович, Г. Горецкий, В. Горецкий, Я. Брыль, Г. Горецкая, В. Адамович, Н. Брыль. 1980-е гг.
БГАМЛИ. Ф. 426. Оп. 1. Ед. хр. 220. Л. 2.