Накануне 22 июня сотрудники Зонального государственного архива в Новогрудке посетили памятные места Великой Отечественной войны

Накануне 22 июня сотрудники Зонального государственного архива в Новогрудке посетили памятные места Великой Отечественной войны.

Трагические события произошли на Западном фронте в начале войны. Красная Армия понесла большие потери и была вынуждена отступить. К концу июня 1941 года фронт приближался к Новогрудку. На подступах к городу вели бои части 13-й армии. На дороге Лида — Новогрудок противника сдерживали 8 отдельных противотанковых бригад под командованием полковника И. С. Стрельбицкого. В Новогрудке дислоцировалась 27-я танковая дивизия под командованием полковника А. В. Ахманова, вновь сформированный 17-й механизированный корпус, штаб которого находился в Барановичах. Но, как вспоминал комбат М. В. Блюдов, танкисты вступили в бой с винтовками в руках, а также пехота и артиллерия, потому что танки не успели подобраться.

28-29 июня 2-я и 3-я танковые группы противника соединились и овладели Минском. Части 3-й (командующий генерал-лейтенант В. И. Кузнецов) и 10-й (командующий генерал-майор К. Д. Голубев) армий, отступавших из Гродно и Белостока, а также отдельные части 13-й армии попали в окружение. На 1 июля 1941 года в котле находились 11 неполных дивизий, которые организовали круговую оборону в районе Новогрудок, Столбцы, Налибоцкая пуща. Горячие бои развернулись на берегу Немана у Щерсовской и Любчанской переправ. Бойцы 24-й Самарско-Ульяновской стрелковой дивизии генерал-майора К. Н. Галицкого мужественно сражались в районе Любча, Кареличи и Столбцы. Несмотря на потери, дивизия сохранила дисциплину, организованность и боеспособность, с тяжелыми боями прошла по тылам противника более 500 км и 14 июля вышла из окружения.

Остатки 27-й танковой дивизии полковника А. В. Ахманова и бригады полковника Стрельбицкого соединились с группой генерал-лейтенанта И. В. Болдина, которая в течение 45 дней отступала из Белостока и сражалась в тылу врага, затем прорвала немецкий фронт, соединилась с регулярной армией, вывев из окружения 1654 вооруженных красноармейцев.

В монографии «Начальный период Великой Отечественной войны на территории Беларуси» (Гродно, 2003 г.) И.А. Басюк отмечал: «Новогрудский «Котел» был первым крупнейшим «котлом» начального периода Великой Отечественной войны по территории и численности окруженных там советских войск».

Жители Новогрудка помогали Красной Армии, подвозили боеприпасы, подвозили продовольствие, помогали раненым, переплавляли бойцов и командиров за Неман.

Только 4 июля в Новогрудок, центр которого лежал в руинах после сильных бомбежек, вошли немцы. Между тем вспышки сопротивления со стороны окружения продолжались в течение июля и середины августа 1941 года.

Командиры и красноармейцы, не сумевшие выйти из окружения, перешли к партизанским методам борьбы и составили ядро ​​партизанского движения на территории бывшего Барановичского района, включая Новогрудок. Уже в 1942 г. действовали партизанские отряды А. Лявошки, М. Чайковского, В. Панченкова.

10 декабря 2002 года Новогрудский райисполком принял решение № 600 «Об установлении мемориала жертвам Новогрудского котла».