Учреждение «Государственный архив Витебской области» подготовило исторический очерк «Село на пяти улицах» (о Лиозно в XVIII в.)

Документы по истории нашей родины хранятся в разных архивах: интересные источники есть не только в гг. Витебске и Минске, но даже в Москве. Например, в Российском государственном архиве древних актов есть план села Лиозно 1783 года. В то время оно принадлежало князю Игнатию Иосифовичу Огинскому.

Село было совсем невелико: в центре находилась базарная площадь с церковью, от которой в разные стороны расходились пять улиц. Еще одна церковь стояла на северной окраине села.

В целом вся территория Лиозно была ограничена рекой Мошной (с запада) и двумя безымянными ручьями (с севера и юга). Небольшое количество дворов стояло на другом берегу Мошны, и эти части села соединялись тремя мостами. Также было построено по одному мосту через каждый из ручьев. За ручьем, который протекал на юге, было кладбище (кстати, оно существует до сих пор).

По всей вероятности, улицы, изображенные на рисунке, являются прототипами современных улиц Гагарина, Ленина и Комсомольской, а вот церкви определить сложнее.

Первая мысль, которая возникает о храме на базарной площади – это церковь Вознесения Господня. Это мнение можно было бы считать верным при условии, что он строился в течение нескольких лет и был завершен в 1786 году (этот год указывается в различных документах как год постройки храма). Также можно предположить, что на этом месте стоял старый храм, который начал приходить в упадок, поэтому на его месте позже был построен храм в честь Вознесения Господня.

В документах XVIII в. есть упоминания о другой церкви – вероятно, той, что находилась на севере села. Так, 1 апреля 1720 года епископ Могилевский Сильвестр Четвертинский направил Петру I письмо, в котором сообщал, что в период 1715 – 1720 гг. из православия в униатство насильно переводили церкви, в том числе в селе Лиозне, принадлежащем витебскому кастеляну Огинскому.

Однако у витебского воеводы Казимира Поцея была своя версия событий. В своем письме нунцию (представителю папы римского) от 5 февраля 1725 г. он утверждал, что присоединение к союзу древних православных церквей было результатом исключительно проповеднических усилий униатского архиепископа Флориана Гребницкого. Среди этих церквей упоминалась и лиозненская церковь св. Георгия.

Есть и другие документы, свидетельствующие о том, что происходило в Лиозно в те далекие времена (конце 19 – начале 20 века они были опубликованы в сборниках «Историко-правовые материалы»).

В начале XVIII в. Лиозно располагалось рядом с имением Рудня, принадлежавшим Богуславу Огинскому. Пан Жуковский был управляющим этого имения и не забывал о собственном благополучии. Так, в 1718 году он и пан Круковский украли у хозяина хлеб и отвезли его в Лиозно для продажи. Однако в 1719 году это преступление было раскрыто.

В 1740-х гг. Лиозно было центром одного из войтовств имения Микулино (войтовством в то время называлась территория нескольких деревень, объединенных одним центром), а его владельцем был Марциан Огинский.

В 1744 году он разделил свои владения между потомками, и по его завещанию Лиозненская войтовство перешло к его сыну Игнатию Огинскому.

Мы уже знаем о присутствии в Лиозно православных и униатов, здесь еще жили евреи (считается, что они появились в местечке в начале XVIII века). Интересно, что разрешение на занятие должности раввина — главы общины — давал сам владелец местечка. В январе 1757 г. раввином Лиозно и Рудни стал еврей Вольф Гиршевич Ицкович, и он имел право занимать эту должность в течение 12 лет – получил грамоту из рук лиозненского посадника Осипа Огинского.

Это краткие упоминания о владельцах села и о религиозных делах, но они дают представление о Лиозно в XVIII веке.

 

Константин Карпекин, главный хранитель фондов Государственного архива Витебской области

 

Иллюстрация: Село Лиозна на чертеже 1783 г.