Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов: Справочник. Ч.1. Кинодокументы



Предисловие

Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов (БГАКФФД) является единственным в республике государственным хранилищем аудиовизуальных документальных памятников. На протяжении последних шестидесяти лет он осуществляет систематическое комплектование кино-, фото- и фонодокументами и уже давно стал одним из самых значимых белорусских архивов, собрания которого имеют международное значение. Ныне в его фондах хранится более 180 тысяч единиц хранения фотодокументов, 27,8 тысяч единиц хранения кинодокументов, 10 тысяч единиц хранения фонодокументов (из них 2,3 тысячи грампластинок, 120 компакт-дисков).

Настоящее справочное издание призвано дать потенциальным пользователям максимально полную информацию о документах БГАКФФД. Первая его часть посвящена кинодокументам. В ней представлены сведения о 7809 кинодокументах 1918-1990 гг., хранящихся в архиве (документальных, телевизионных, киносюжетах киножурналов «Советская Белоруссия», «Пионер Белоруссии», «Новости дня», «Сельское хозяйство Белоруссии», «Искусство Белоруссии», «Наука и техника», «Спортивное обозрение») и составляющих более 27 тысяч единиц хранения, т.е. почти обо всем комплексе кинодокуменов архива. Отсутствует информация о художественных, телевизионных художественных и анимационных фильмах, так как они стали поступать в БГАКФФД лишь в 1990-е годы и их количество крайне незначительно.

Основной массив документов был создан в послевоенный период, и поэтому именно 1944-1990 гг. с исключительной полнотой представлены в фондах архива. В справочнике все кинодокументы, созданные до июня 1941 г., систематизированы по хронологии в разделе 4 «История Белоруссии» вне зависимости от тематики. Послевоенные кинодокументы систематизированы по тематическому и хронологическому принципам, в пределах каждого года — по алфавиту.

Информация о кинофильмах включает порядковый номер в справочнике, название в кавычках, год выпуска, фамилии и инициалы сценаристов, режиссеров, операторов, указание вида документа, количества частей, наличия или отсутствия фонограммы (немой, озвученный), цветности (черно-белый, цветной), метража, архивного шифра, аннотацию. Информация о киносюжетах киножурналов включает название сюжета в кавычках, фамилию и инициалы режиссера (оператора конкретного сюжета зачастую установить невозможно), указание вида документа, названия киножурнала, года и номера его выпуска, наличия или отсутствия фонограммы, цветности, архивного шифра, аннотацию. Аннотация состоит из одного предложения, подлежащее которого имеет предложный падеж. При отсутствии названия кинодокумента его заменяет аннотация, которая помещается перед другими реквизитами описания. От названия ее отличает отсутствие кавычек. В данном случае подлежащее предложения, составляющего аннотацию, как правило, имеет именительный падеж (если кинодокумент посвящен жизни и деятельности физического лица или группы лиц — предложный).

Отдельные группы кинодокументов не аннотировались. Прежде всего это многосюжетные документальные фильмы о Белоруссии. Они, как правило, носят обзорный характер, и их фабула практически всегда стереотипна. С незначительной долей погрешности и при известных вариациях ее можно свести к следующим составляющим: тяжкая доля белорусских рабочих и крестьян до революции, бои на фронтах первой мировой войны, события революций 1917 г. и гражданской войны в Белоруссии, образование БССР, строительство и работа крупнейших предприятий в годы первых пятилеток, стахановское движение, повышение обороноспособности СССР и западных военных округов, воссоединение западнобелорусских земель с БССР, вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 г., оборонительные бои (оборона Брестской крепости и др.), оккупационный режим, партизанское движение, операция «Багратион», восстановление народного хозяйства, преодоление последствий войны, новостройки крупнейших промышленных объектов (в зависимости от даты съемки это или Березовская ГРЭС, или Солигорский калийный комбинат, или Новополоцкий перерабатывающий завод и т.п.), успехи в работе промышленных предприятий (как правило, относящихся к машиностроительному или нефтехимическому комплексу), выращивание сельскохозяйственной продукции и ее переработка (сюжеты о двух-трех передовых колхозах или совхозах), строительство новых домов в селах и новых микрорайонов в городах, достижения в сфере науки (об экспериментах в каком-либо НИИ), медицинского обслуживания населения, культуры (сюжеты об одном из театральных коллективов, фольклорных ансамблей, последних премьерах и т.п.), образование (занятия в средней школе), празднование Нового года (1 Мая, Дня Победы, очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции), будни горожан, спортивные соревнования или успехи отдельных спортсменов.

Некоторые фильмы рассматриваемой группы посвящены только послевоенному периоду с сохранением соответствующих составляющих фабулы. В кинодокументах 70-80 гг. больше лиризма, пейзажей белорусской природы, интервью. Иногда ряд сюжетов, порой весьма фундаментально и всесторонне иллюстрирующих историю республики на протяжении ряда лет, связаны одной лирической, камерной линией (например, в телефильме «Взгляни на свой дом» это жизнь многодетной семьи и строительство для нее дома). В отдельных лентах зафиксирован «настоящий момент», «Белоруссия сегодня». В них при сохранении ряда элементов рассмотренной выше фабулы обычно отсутствуют исторические реминисценции.

Вторая группа неаннотированных кинодокументов — киносюжеты о заседаниях Верховного Совета БССР. Для всех их характерны неизменная фабула и место действия (место съемок). Третья группа — также создававшиеся по однородной схеме кинодокументы о праздновании официальных праздников (1 Мая, Дня Победы, 7 ноября и др.).

При аннотировании кинодокументов, имеющих две или несколько сюжетных линий, как правило, аннотировалась основная с учетом общей тематики произведения. В аннотациях не затрагивались вопросы художественных достоинств или недостатков кинодокументов. За основу бралась фабула или ее наиболее существенные элементы.

При составлении справочника использован научно-справочный аппарат БГАКФФД, в том числе и электронная база данных на кинодокументы архива, созданная на основе программы ISIS (база данных подготовлена Л.И. Бородич, Г.Н. Дубатовкой, Н.М. Ковригиной, Р.М. Мясниковым, Г.М. Соловьёвой).

В издании имеется группа указателей. Это указатель географических названий (мест съёмок), именные указатели лиц, зафиксированных в кинодокументах, сценаристов, режиссеров, операторов. Именной указатель лиц, зафиксированных в кинодокументах, предоставляет поисковые данные на лиц, которым непосредственно посвящён тот или иной кинодокумент, а также в большей или меньшей степени известных личностей (политических деятелей, представителей культуры, спорта и т.д.). Указатели содержат предметные понятия и соответствующие архивные шифры. Для оперативного поиска информации с использованием указателей опубликована таблица соотнесения номеров учёта кинодокументов в архиве и их порядковых номеров в справочнике.

При подготовке настоящего издания составителю очень помогли работники БГАКФФД — директор архива Виктор Васильевич Баландин, его заместитель Елена Мироновна Гриневич, а также Людмила Иосифовна Бородич, Геннадий Николаевич Дубатовка, Наталья Михайловна Ковригина, Роман Максимович Мясников, Галина Михайловна Соловьева,. Они оказывали консультационную и техническую помощь, уточнили ряд сведений, позволивших сделать справочник более полным, обеспечили компьютерный набор текста, помогли подобрать иллюстрации.