Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов. Фотодокументы конца ХІХ – начала ХХ вв.: из собраний Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов. Справочник. Ч. 3



Введение


Одно из определений фотодокумента устанавливает, что это изобразительный документ, фиксирующий «посредством фотографической техники события, явления и факты реальной действительности в виде отдельных или серии изображений, фотоочерков, связанных определенными признаками (хронологическими, тематическими, авторскими и др.)»1. Специфика фотодокументов в информационно-технологическом и социальном плане позволяет понять, что как исторический источник и как объект хранения они ассоциируются отнюдь не только с архивами, но, также с музеями, библиотеками, специализированными фототеками редакций газет и информационных агентств. Однако относительно Беларуси можно, безусловно, утверждать, что фото как фундаментальный цельный информационный массив – это, прежде всего Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов (далее – БГАКФФД) и его собрания, насчитывающие более 270000 оригиналов и копий фотодокументов. Почти все они относятся к советскому периоду, но как ценный исторический источник, интересный в событийном и в эстетическом плане представляют собой фотографии конца ХІХ – начала ХХ вв. (единичные из них относятся к 60–70-м годам позапрошлого века). Дореволюционные фотографии из собраний БГАКФФД неоднократно публиковались в тематических альбомах, сборниках, каталогах выставок, научных и научно-популярных изданиях. Однако справочные издания, дающие максимально полное представление о составе фондов, позволяющие осуществлять целенаправленный поиск, отсутствуют.

Данный справочник продолжает серию справочных изданий БГАКФФД, посвященных разным видам документов архива. Если в данном плане можно считать закрытой тему справочного описания кинодокументов (по крайней мере до начала 1990-х гг.) и фонодокументов, то относительно массива фотодокументов, насчитывающего десятки тысяч единиц хранения, правомерно говорить о потребности в серии справочников, составленных по тематическому или хронологическому принципам в качестве определяющих их систематизацию и структуру. Данный справочник посвящен дореволюционному периоду истории Беларуси и дореволюционным (до октября 1917 г.) фотодокументам. В суммарном плане это более 3000 единиц хранения. Их разножанровость и специфика изобразительного ряда определили и особенности настоящего издания, включая особенности систематизации.

Информационной основой для справочника стала база данных на фотодокументы архива. Систематизационной основой стало жанровое разнообразие, объектная составляющая и хронологическая последовательность в расположении единиц описания (для индивидуальных портретов – алфавит). Практически всем разделам, подразделам, рубрикам предшествуют отдельные комментарии (аннотации), в которых анонсируется состав соответствующего структурного подразделения, излагаются особенности аннотируемой группы, особенности организации единиц описания и др.

Таким образом, единицы описания состоят из аннотации (названия), указания даты съемки, места события, автора, ID (идентификатора) материала в базе данных, архивного номера документа, источника поступления в архив. Некоторые ранние документы, включенные в справочник, полностью не атрибутированы. При отсутствии какого-либо параметра в базе данных в справочнике таковой не указан. Так как структурные подразделения сравнительно невелики, в аннотациях географические названия или ключевые смысловые элементы выделены полужирным шрифтом, что позволяет без затруднений пользоваться справочником при отсутствии традиционных указателей (последние, не облегчив существенно поиск, сделали бы издание излишне громоздким).

Названия юридических лиц – источников поступления фотодокументов представлены в официальных формулировках, существовавших на момент поступления соответствующих материалов в архив. Весьма существенный объем единиц хранения, отраженных в справочнике, относится к документам из коллекций частных лиц. Имеются в виду, как коллекции, так и их части. Среди наиболее значительных фондообразователей – знаменитый филокартист Н.С.Тагрин (основная часть его коллекции, 360000 фотодокументов, хранится в Государственном музее истории Ленинграда), хирург, краевед, фотограф В.И.Коляда, искусствовед О.Г.Кукуня и др. Материалы некоторых коллекционеров неоднократно публиковались. В аннотациях материалов, поступивших в архив от физических владельцев, указаны их фамилии.

Если поступление фотодокумента в архив являлось инициативой непосредственно БГАКФФД, данный факт не фиксировался в единице описания. Все структурные части справочника иллюстрированы. В подразделах «Группы фотографий, связанных сюжетом, местом действия, событием» и «Тематические группы портретов» для детализации состава и цельности восприятия наиболее значимых в количественном плане групп документов выделены отдельные рубрики. Прочие группы тематически однородных фотодокументов систематизированы в разделах (подразделах, рубриках, подрубриках), сформированных главным образом по жанровому принципу.

Издание рассчитано на историков, архивистов, архитекторов, искусствоведов, краеведов, всех, интересующихся историей Беларуси и визуализирующими ее фотодокументами.