Учреждение «Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства» (БГАМЛИ)
Характеристика фондов
Количество фондов: 528 фондов, 129 873 единицы хранения; 718 музейных предметов
Хронологический период: с 1812 г. по настоящее время (отдельные материалы — копии документов XIІІ–XIX вв.).
Территориальный охват:
- бывшие Виленская, Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская губернии Российской империи
- Западная Беларусь в составе Польши
- Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР)
- Республика Беларусь
- другие страны: Литва, Латвия, Польша, Россия, Австралия, Чехия, США, Франция, Англия (в коллекциях документов: отдела рукописей Белорусского музея имени И. Луцкевича в Вильно и фотографий Б. Шоу; фондах представителей белорусской эмиграции и диаспоры, др.)
Состав фондов:
Большую часть фондов архива-музея составляют фонды личного происхождения деятелей культуры Беларуси, документы которых охватывают период XIX–XX вв. Наиболее ранние из них представлены документами М. Богдановича, Ф. Богушевича, Я.Брайцева, З. Верас, И. Григоровича, А. Гуриновича, Ю. Дрейзина, В.Дунина-Марцинкевича, К. Каганца (К. К. Костровицкого), Я. Лучины, А.Неканда-Трепки, Б. Эпимах-Шипиллы и др.
Современная белорусская проза отражена в личных фондах А. Адамовича, А. Асипенки, С. Баранавых, Я. Брыля, В. Быкова, Я. Дылы, Л. Калюги, В. Карпава, А. Карпюка, М. Климковича, В. Короткевича, Я. Коласа, Н. Лобана, М. Лынькова, Я. Мавра, И. Мележа, Б. Микулича, Г. Мурашки, А. Пальчевского, И. Пташникова, Р. Сабаленки, М. Стрельцова, Я. Скрыгана, И. Новикова, И. Шамякина, Ф. Шинклера и др. На хранении имеются фонды поэтов А. Александровича, К. Буйло, В. Витки, С. Граховского, В. Дубовки, Я. Журбы, А. Кулешова, Я. Купалы, И. Ласкова, Е. Лось, М. Лужанина, М. Машары, Я. Пущи, П.Панченки, А. Пысина, М. Танка, М.Хведоровича и др. Белорусская драматургия представлена фондами К. Губаревича, И. Козела, А. Кучера, П. Макаля, Е. Петрашкевича, Е. Шабана и др. Разнообразные документы находятся в фондах литературоведов и литературных критиков А. Бабареко, Г.Берёзкина, Е. Боричевского, Л. Бенде, А. Кавко, В. Колесника, М. Ларченко, С. Лиходиевского, А. Мальдиса, С. Майхровича, В. Мачульского, Е. Мозолькова, Д. Политыки, историка и литературоведа Н.Ермаловича и др.
Театральное искусство представлено фондами артистов и режиссеров столичных и областных театров. История театра имени Я. Купалы отражена в документах о жизни и деятельности С. Бирилло, В. и Б. Владомирских, О. Галины, В. Дедюшко, Ф. и И. Ждановичей, Р. Кошельниковой, Г. Макаровой, Е. Мировича, П. Молчанова, Б. Платонова, П. Пекура, Л. Рахленко, Л. Ржецкой, С. Станюты и др.; театра имени Я. Коласа – Т. Бондарчик, С. Казимировского, З. Конопелько, В. Кулешова, А. Мельдюковой, Е. Радзяловской, Т.Сергейчика, А. Труса, С. Хацкевича и др.; театра им. М. Горького — А. Обухович, Д. Орлова, Г. Кочеткова, А. Кистова, А. Климовой, Л. Крука, К. Кулакова, Р. Янковского и др.; мастеров оперного искусства – Л. Александровской, И. Болотина, С. Друкер, Р. Млодек, В. Скоробогатова, И. Сорокина и др. Театральная критика и театроведение представлены документами Г. Барышева, А. Есакова, К. и О.Санниковых, Е. Романовича, В. Нефёда и др.
Фонды композиторов Л. Абелиовича, С. Аксакова, А. Богатырева, Ю.Бельзацкого, Г. Вагнера, Е. Глебова, В. Золотарёва, Д. Лукаса, И. Любана, П. Подковырова, Г. Пукста, Ю. Семеняки, Е. Тикоцкого, А. Туренкова, Г. Цитовича, Н. Чуркина и др., музыковедов Ю. Дрейзина, Д. Журавлёва, С. и Н. Нисневичей, Л. Мухаринской иллюстрируют историю музыкальной культуры.
Развитие изобразительного искусства отражают личные фонды художников и скульпторов А Астаповича, И. Ахремчика, Г. Барановской, М. Блища, В. Волкова, А. Глебова, А. Грубэ, М. Дучица, Б. Звинагродского, А. Кашкуревича, Е. Красовского, Л. Лейтмана, М. Лисовского, Б. Малкина, О. Марикса, Е. Минина, Е. Николаева, А. Последович, В. Сахненко, С. Селиханова, Н. Тарасикова, А. Тычины, В. Чернобрисова, А. Шевченко и др.; искусствоведов М. Кацера, П. Герасимовича, Ф. Лейтман, С. Палееса и др.
Киноисскуство представлено фондами режиссёров А. Гутковича, В. Корша-Саблина, В. Турова, В. Четверикова, киноведов Е.Бондаревой, И.Резника.
В БГАМЛИ хранятся уникальные и особо ценные документы и материалы по истории белорусской культуры. Среди них: записная книжка отца писателя и художника К. Каганца за 1813–1864 гг. с автографами участников восстания 1863–1864 гг.; «Белорусский архив древних грамот», подготовленный И.Григоровичем, с его предисловием (Ч. 2, 1825); Церковная летопись приходской Дукорской Петропавловской церкви (1886–1918 гг.); «Беларуская хрэстаматыя», подготовленная Б. Эпимах-Шипиллой в 1889–1931 гг.; рукописное издание студентов-народовольцев Петербургского университета – журнал «Гоман» (1884 г.): этнографические записи А. Гуриновича и его письма матери (1890–1894 гг.); открытки М.Богдановича в газету «Наша Нива» (1909 г.) и брату Льву (1914 г.); автографы из коллекции, собранной А.Ельским (н-р, письмо М.Костомарова к А. Киркору за 1888 г.и др.); (фотографии М. Богдановича, его родителей и братьев (1892–1910 гг.); письмо М. Шагала из Парижа Ю. Пэну [1927–1928 гг.]; письма и фотографии М. Горького; письма М. Исаковского и А. Твардовского (1942–1969 гг.); письма Д. Шостаковича (1968–1972 гг.); коллекция фотографий Б. Шоу (1930–ые гг.) и др.
Деятельность представителей эмиграции отражена в фондах писателей Ю. Витьбича, М. Седнева, литературоведа А. Адамовича, певцов В. Селеха и М. Забейды-Сумицкого, общественного и культурного деятеля А. Алехника, в коллекциях документов белорусских эмигрантов, собранных Я. Запрудником, В. Кипелем, М. Шведюком. Сведения о жизни белорусской диаспоры за рубежом содержатся в документах фондов певца из США Данчика (Б. Андрусишина); деятелей культуры и науки Польши – писателя С. Яновича, литературоведа Б. Белокозовича, историка Ю. Туронка, композитора Я. Тарасевича, а также Латвии – поэта и переводчика П. Сокола (Масальского), художника В. Телеша и др.
Многие фонды деятелей культуры Беларуси содержат документы периода Великой Отечественной войны. Это личные фонды Л. Александровской, Н. Алексеева, Л. Алексеевой, А. Арсенки, А. Астапенки, Д. Астапенки, А. Астрейки, И. Ахремчика, А. Бачилы, Л. Бенде, М. Бергера, И. Болотина, Т. Бондарчик, В. Владомирского, П. Волкодаева, В. Вольского, В. Горбука, И. Гитгарца, А. Грубе, И. Гурского, А. Гутковича, И. Денисенки, С. Друкер, А. Жаврука, Н. Засима, В. Карпова, М. Кацера, Л. Кацовича, М. Климковича, А. Клумова, П. Кобзаревского, П. Ковалёва, Я. Коласа, А. Кулешова, А. Кучера, И. Лисневского, Н. Лобана, М. Лынькова, Я. Мавра, А. Махнача, М. Машары, И. Мележа, Р. Млодек, Е. Мозолькова, И. Нисневича, С. Нисневич, И. Новикова, Е. Романовича, Е. Садовского, С. Селиханова, Н. Сурначёва, Н. Ткачёва, Т. Узуновой, Н. Чернышевича, И. Шараховского, Ф. Шинклера, Г. Щербатова и др.
В архиве хранятся коллекции документов отдела рукописей Белорусского музея имени И. Луцкевича в Вильно – источниковедческой базы по истории белорусского Возрождения; экслибриса белорусских художников; рекламных документов областных драматических театров; фотографий по истории белорусского культурно-общественного и политического движения 1910–1940 гг., собранных Я.Шнаркевичем; материалов (открытки, марки, фотографии и др.), собранных Н.Могильным; фотографий деятелей литературы и искусства, работ скульпторов, сцен из спектаклей, актеров в ролях и др.
История еврейской культуры на Беларуси в ХХ в. представлена документами фонда Государственного еврейского театра БССР (1941–1949 гг.); личными фондами актёров К. Кулакова (Рутштейна), Ю. Арончик и М. Моина, режиссёров Л. Литвинова и М. Рафальского; поэтов и прозаиков Л. Кацовича, М. Кульбака, И. Платнера, Г. Релеса, М. Тэйфа, Л. Шапиры; искусствоведа С. Палееса и др.
Особый интерес представляет коллекция фотографий английского драматурга Бернарда Шоу (1930–е гг.).Российская общественная, научная и религиозная жизнь XIX в. отражена в фонде этнографа и историка А. К. Ельского (1839–1885 гг.) и коллекции Григоровичей И. И. и Н. И. (начало XIX в.–1896 г., отдельные документы (копии) XІІІ–XIX вв.).
В архиве-музее хранятся фонды союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, журналистов, театральных деятелей Беларуси; Национального театра оперы и балета Беларуси, Национального театра имени Я. Купалы, Национального театра имени Я. Коласа, Национального театра имени М. Горького, Театра юного зрителя, Театра-студии киноактёра, Театра музыкальной комедии, Молодёжного театра, Театра кукол; Минского государственного цирка; Национальной киностудии «Беларусьфильм»; Белорусского видеоцентра; Белгосфилармонии, Белконцерта, Белорусской академии музыки, Государственной академической хоровой капеллы им. Г. Ширмы, Государственного джаз-оркестра БССР (1941–1947), Белорусской государственной эстрады (1946–1959), Белорусской капеллы, Белорусского государственного ансамбля «Песняры», Государственного окестра симфонической и эстрадной музыки (оркестр М. Финберга); Белорусского государственного хореографического ансамбля «Харошкі»; Художественной галереи «Беларт»; Художественного музея БССР (1944 – 1984); Национального научно-просветительского центра имени Ф. Скорины; Республиканского дома народного творчества (1944–1993); издательств «Беларусь», «Мастацкая літаратура», «Юность»; редакций журналов «Беларусь», «Бярозка», «Вожык», «Крыніца», «Маладосць», «Мастацтва Беларусі», «Нёман», «Полымя», «Роднае слова», газеты «Літаратура і мастацтва» и др.
Исследователи допускаются для работы в читальном зале БГАМЛИ на основе официального письма от организации, направившей их в архив, а также по личному заявлению исследователя. Зарубежные исследователи – на основе официального письма принимающей организации, зарубежных дипломатических представительств и других зарубежных учреждений.