Культовое зодчество Беларуси

Обзорная справка

На протяжении своей истории белорусский народ создал высокоразвитую и оригинальную архитектуру. Сохранившиеся сведения о памятниках монументального, в частности, культового зодчества Беларуси (материалы о многих из них имеются в белорусских архивах) свидетельствуют о мастерстве его создателей, демонстрируют отличительные черты архитектурно-художественных течений и достижений своей эпохи. Они также отражают особенности исторического развития белорусских земель и говорят о веротерпимости белорусского народа и многообразии религиозных конфессий, существовавших одновременно или в разные периоды на территории Беларуси (язычество, православие, униатство, католицизм, протестантизм, мусульманство, иудаизм).

В дохристианской архитектуре были распространены капища — специальные площадки с идолами, которые обносили оградами и серпообразными рвами для разжигания огня. С принятием христианства, ставшего наряду с развитием городов первопричиной формирования новых направлений в зодчестве, появился такой тип сооружений как каменный крестово-купольный храм, построенный из тонкого квадратного кирпича — плинфы. В Х-ХI вв. храмы на белорусских землях строили преимущественно мастера, приглашенные из Византии. Первым из числа выдающихся культовых сооружений на территории современной Беларуси можно считать Софийский собор в Полоцке(*), заложенный между 1044 и 1066 гг. Построен он из плинфы в технике с так называемым скрытым рядом. Уже в этом памятнике были заложены основополагающие принципы местной архитектурной школы, проявившиеся в центрично-пирамидальной композиции архитектурных форм. Вероятнее всего, такие принципы появились под воздействием местных строительных традиций, сложившихся еще в деревянном народном зодчестве.

Спасо_Ефросиньевская церковь На основе традиций византийской архитектуры под влиянием форм Полоцкого Софийского собора в ХII в. сформировалась самобытная Полоцкая школа зодчества. Наиболее значительные сооружения представляли Пятницкая и Борисоглебская церкви Бельчицкого Борисоглебского монастыря в пригороде Полоцка, Спасо-Ефросиньевская церковь Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря(*), Благовещенская церковь в Витебске(*).

Отличалась своеобразием и сложившаяся в это время Гродненская школа зодчества: Нижняя, Борисоглебская (Каложская)(*), Пречистенская церкви в Гродно и т.д.

Со второй половины ХIII — начала ХIV в. начался новый этап в развитии белорусского зодчества. Его особенности определялись социально-экономическими, политическими и культурно-религиозными условиями, в которых находилась Беларусь в составе Великого княжества Литовского. Важнейшим и наиболее доступным материалом для строительства оставалось дерево. Борисоглебская (Каложская) церковь Из него возводились не только жилые сооружения, но и замки, дворцы, храмы, монастыри. Наряду с этим развивалось и каменное культовое зодчество. В ХIV — XV вв. на территории Беларуси оно сохраняло важнейшие черты зодчества западных земель Руси ХI-ХIII вв. Но в новых исторических условиях получило несколько иное направление развития, что было связано с достижениями техники строительства и определенным переосмыслением форм западноевропейской архитектуры — готики и ренессанса, а начиная с конца ХVI в., и барокко. Храмы Беларуси ХIV-XV вв. отличались от крестово-купольных древнерусских сооружений в конструктивном отношении, а также тем, что в большинстве случаев представляли собой тип зальной базилики.

Церковь в СынковичахВ конце XV — начале XVI в. в Беларуси возникает оригинальный тип оборонного Мурованская церковь храма, фланкированного четырьмя угловыми башнями. Одним из первых оборонных храмов Беларуси стал Софийский собор в Полоцке, перестроенный в 1494 — 1505 гг. в храм — крепость. Культовые сооружения оборонного типа представлены также церквями в Сынковичах(*) Зельвенского района (конец XV — начало XVI в.) и в Мурованке(*) Щучинского района Гродненской области (между 1516 и 1542 гг) , являющих собой пример того, как под влиянием готики и ренессанса постепенно трансформировались традиции зодчества западных земель Руси.

Троицкий костел в ИшкольдиВзаимодействие традиций местного оборонного зодчества с византийским и западноевропейским влиянием способствовало формированию ярко выраженного самобытного характера культового зодчества белорусской готики. Со строительством первых католических храмов в белорусскую архитектуру привнесен еще один тип культового сооружения, вобравший в себя черты центральноевропейской готики. Древнейшие каменные костелы на территории Беларуси имели черты крепостей. В архитектуре преобладали готические формы. Кроме четырехбашенных церквей — крепостей, к белорусской готике относятся несколько безбашенных культовых сооружений конца XV — начала XVI в.: Вселюбский костел во Вселюбе Новогрудского района Гродненской области, Троицкий костел в Ишкольди (*) Барановичского района Бресткой области, Новогрудская Борисоглебская церковь.

В середине XVI в. с распространением Реформации началось активное строительство протестантских храмов (реформатские храмы, или «кальвинские сборы»), также были приспособлены к оборонным нуждам. Показательным примером такого храма являлась Спасо-Преображенская церковь в Заславле Минского района, построенная в середине XVI в. как кальвинский сбор. Реформатские храмы своеобразны по архитектуре. Они не похожи на костелы и значительно отличаются от православных церквей. Сближают их с последними некоторые черты планов и общий оборонный характер.Троицкий костел в Чернавчицах

Во второй половине XVI в. в белорусской архитектуре все более начинают проявляться черты ренессанса. Примером сочетания готической и ренессансной архитектуры является Троицкий костел в Чернавчицах(*) Брестского района.

В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко — костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.

Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.

В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII — 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске(*) (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть Софийский собор в Полоцкекоторого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название «виленского барокко». Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке(*) (1738 — 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 — 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 — 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 — 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.

Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).

Во многих местечках центрального и северо-западного регионов Беларуси среди культовых сооружений имелись также татарские мечети. До 1795 г. на территории Великого княжества Литовского их было 23. Кроме того, имелось еще 65 татарских молельных домов. Известны мечети постройки конца XVIII — начала XX в. в Ляховичах Брестской области, Видзах Браславского района Витебской области, Мире Кореличского района, Новогрудке, Слониме, Ивье Гродненской области, Мяделе, Клецке, Смиловичах, Узде, Копыле Минской области, в Минске(*) и другие.

Основным строительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX в. было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества, начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве(*) Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.

С конца XVIII в. в культовом зодчестве Беларуси начинается развитие архитектуры классицизма. Наиболее ранним из значительных сооружений этой эпохи была церковь Иосифа в Могилеве, построенная в 1780-1798 гг. и в 1802 г. указом Синода переименованная в собор. Собор Иосифа, являющий собой образец храма-ротонды, получившего широкое распространение в Беларуси, приобрел известность как один из лучших образцов классицизма XVIII в. Еще один значительный памятник этого направления — Петропавловский собор в Гомеле (*) ( 1809 — 1819 гг.). Некоторые сооружения прежних эпох переделывались в стиле классицизма или же дополнялись его элементами , как, например, костел Непорочного зачатия святой Девы Марии в деревне Удело Глубокского района Витебской области (*).

В 1830-1840-х гг. начался процесс постепенного упадка классической архитектурной школы, резко усилившийся в середине столетия. Памятником архитектуры позднего классицизма является Крестовоздвиженский костел в Бресте(*) (1856 г.). С этого времени в архитектуре Беларуси прослеживается много разных идейно-художественных направлений. Прежде всего это эклектика и позднее модерн, стиль более рационалистический. Вместе с тем модерн сосуществовал с ретроспективными, реставраторскими течениями в архитектуре.

Реставраторство в целом пропагандировало архитектурно-художественные формы прошлых веков. Храмы, построенные в псевдорусском стиле, эклектичном по своей сути, можно встретить во многих населенных пунктах Беларуси (Владимирская церковь в Чижевщине Жабинковского района Брестской области (*), церкви в Кулешовке и Милославичах Климовичского района Могилевской области(*)).

В 1870-х гг. Синодом Русской Православной церкви в Беларусь было направлено несколько групп архитекторов с целью проектирования и строительства православных храмов, но главным образом для перестройки ряда католических костелов под православные церкви. При этой «реконструкции» костелов не все специалисты отнеслись с должным пониманием к существовавшим архитектурно-художественным произведениям. В результате многим памятникам белорусского культового зодчества XVII-XVIII вв. был нанесен значительный художественный ущербКостел святых Симеона и Елены

В культовой архитектуре конца XIX — начала XX в. в художественно-стилистическом отношении возобновлялись исторические средневековые стили: готика, романский, «русский» стиль. Так, при проектировании костелов в основном отдавалось предпочтение неоготике, как, например, при возведении костела святых Симеона и Елены (Красного костела) в Минске (*) (1908-1910 гг.). В православной культовой архитектуре особое место занимал так называемый византийский стиль, характерные образцы его — Крестовоздвиженская церковь Спасо-Ефросиньевского монастыря (1893-1897 гг.) в Полоцке и Николаевская церковь ( 2-я половина XIX в.) в Петрикове Гомельской области.

В последние годы в Беларуси идет процесс возвращения государством верующим многих культовых сооружений, которые активно реставрируются. Кроме того, строятся новые православные, католические и протестантские храмы, а также мечети.

На нашем сайте представлены материалы по культовому зодчеству Беларуси, хранящиеся в трёх национальных архивах. В Белорусском государственном архиве научно-технической документации (БГАНТД) представлены документы Белорусского государственного проектного института «Белгоспроект» (фонд 3), областных проектных институтов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, научно-производственного объединения «Белреставрация» (фонд 91), архитектурно-проектной мастерской «Минскархпроект» (фонд 122). Это проекты реставрации, реконструкции зданий, обмерные чертежи, планы, схемы, фотографии, фотонегативы. Чертежи выполнены на кальке, ватмане. Обмеры многих объектов проводились в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Представлено 58 объектов, из них: католических — 18, православных — 39, мечетей — 1; охвачен период 11-12, 15-20 вв., использовано 8 архивных фондов, 103 архивных дела.

Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства (БГАМЛИ) представлен коллекциями из личного фонда доктора искусствоведения, профессора Кацера М. С. (фонд 149, опись 3) и материалами, собранными художником Телешем В. Н. (фонд 325). Описано 94 объекта, из них: католических — 27, православных — 54, синагог — 11, мечетей — 2; охвачен период 11-12, 15-20 вв., использовано 2 архивных фонда, 81 архивное дело.

Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов (БГАКФФД) представлен 48 объектами, из них: католических — 17, православных — 31; охвачен период 11-12, 16-20 вв.; использовано 72 архивных дела.

В общей сложности БГАНДТ, БГАМЛИ и БГАКФФД представлены 200 объектами. Из них: католических — 62, православных — 124, синагог — 11, мечетей — 3; охвачен период 11-12, 15-20 вв., использовано 10 архивных фондов, 256 архивных дел.

Перечень указанных выше документов составлен по географическому признаку расположения культовых зданий (в алфавитном порядке по областям и внутри раздела — по районам и населенным пунктам). На имеющиеся проекты сооружений приводятся аннотации, указаны поисковые данные, количество листов архивных документов.

Исходный материал по культовому зодчеству Беларуси подготовлен сотрудниками архивов: Шостак Г.И. (БГАНТД), Кекелевой Т. М. (БГАМЛИ), Римашевской Т. М. и Ковригиной Н.М. (БГАКФФД).
________________________________
(*) Информация о постройках имеется в таблицах перечня документов (см. ссылки на области)