2 – 4 июня 2015 года в г.Гродно состоялась профессиональная встреча руководителей архивных служб и государственных архивных учреждений Республики Беларусь и Российской Федерации

2 – 4 июня 2015 года в г.Гродно состоялась профессиональная встреча руководителей архивных служб и государственных архивных учреждений Республики Беларусь и Российской Федерации. Делегацию архивистов Республики Беларусь возглавлял директор Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь В.И.Адамушко, российских – руководитель Федерального архивного агентства Министерства культуры Российской Федерации А.Н.Артизов. Во встрече приняли участие представители архивной службы Республики Казахстан. В ходе встречи были обсуждены вопросы работы государственных архивов по оказанию архивных услуг гражданам и юридическим лицам.

В рамках встречи состоялось совместное заседание коллегий Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь и Федерального архивного агентства, на котором рассмотрены вопросы: «Об опыте работы Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь и Федерального архивного агентства по согласованию проектов списков организаций-источников комплектования государственных архивных учреждений Республики Беларусь и федеральных архивов Российской Федерации» и «О выполнении плана совместных действий Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь и Федерального архивного агентства на 2014-2016 гг.».

В ходе встречи ее участники ознакомились с работой Национального исторического архива Беларуси в г.Гродно и Государственного архива Гродненской области.


  • ИНФОРМАЦИЯ об опыте работы Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь по согласованию проектов списков организаций–источников комплектования государственных архивных учреждений Республики Беларусь
  • СПРАВКА об опыте работы Федерального архивного агентства по согласованию проектов списков организаций — источников комплектования федеральных государственных архивов
  • РЕШЕНИЕ совместного заседания коллегий Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь и Федерального архивного агентства

  • ИНФОРМАЦИЯ
    об опыте работы Департамента по архивам и
    делопроизводству Министерства юстиции
    Республики Беларусь по согласованию проектов
    списков организаций–источников комплектования
    государственных архивных учреждений
    Республики Беларусь

    Важнейшей задачей государственных архивных учреждений Республики Беларусь (далее – госархивы) является выявление и включение оптимального количества государственных органов, иных организаций (далее – организации), в деятельности которых образуются документы, имеющие историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, в проекты списков организаций–источников комплектования госархивов (далее – списки).

    Методика составления списков и их согласования экспертными комиссиями, определенная в указаниях Главного архивного управления СССР в 1960 году, в целом, не изменилась.

    До 2007 года основными документами, определяющими методическую основу составления списков, по–прежнему были Примерные списки видов учреждений, организаций и предприятий, являющихся и не являющихся источниками комплектования государственных архивов, разработанные в 1986 году (далее – Примерные списки 1986). В целях совершенствования работы со списками, а также в связи с принятием Гражданского кодекса Республики Беларусь (1999), в котором были определены виды негосударственных и общественных организаций (объединений), действовавших на территории Республики Беларусь, в 2000 году Государственным комитетом по архивам и делопроизводству Республики Беларусь (далее – Госкомархив) были подготовлены и направлены в госархивы Методические рекомендации по индексации включаемых в списки организаций–источников формирования Национального архивного фонда Республики Беларусь и дополнения к ним. Согласно им в Схему построения Примерных списков 1986 был включен новый раздел 18 «Негосударственные организации», а название раздела 17 «Общественные организации» включено в новой редакции «Политические партии. Общественные объединения (организации)».

    В 2007 году Белорусским научно–исследовательским институтом документоведения и архивного дела (далее – БелНИИДАД) были разработаны и утверждены директором Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь (далее – Департамент) Примерные списки видов организаций, являющихся и не являющихся источниками комплектования государственных архивов (далее – Примерные списки 2007) и рекомендации по их применению. Примерные списки 2007, как и Примерные списки 1986 построены по отраслевому принципу, но их Схема построения включает 41 раздел.

    В 2011 году в целях наиболее эффективной работы госархивов Департаментом были подготовлены и направлены во все госархивы разъяснения о составлении и пересоставлении списков.

    В настоящее время основными нормативными правовыми актами и методическими документами в сфере архивного дела, определяющими правовую и методическую основу работы со списками являются: Закон Республики Беларусьот25 ноября 2011 года «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» (далее – Закон от 25 ноября 2011 года), Правила работы государственных архивов Республики Беларусь, утвержденные постановлением Комитета по архивами делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 25 ноября 2005 г. № 7 (далее – Правила работы госархивов), иные нормативные правовые акты, разработанные в их развитие, Примерные списки видов организаций, являющихся и не являющихся источниками комплектования госархивов (далее – Примерные списки) и рекомендации по их применению, утвержденные директором Департамента.

    Кроме этого, включение в списки негосударственных организаций осуществляется на основании договора хранения, заключаемого негосударственными организациями с госархивами. С учетом положений статьи 9 Закона от 25 ноября 2011 года приказом директора Департамента от 28.05.2014 утверждена форма такого договора.

    В соответствии с Правилами работы госархивов списки рассматриваются на заседаниях экспертно–методических комиссий (далее – ЭМК) госархивов и в установленном порядке представляются на согласование Центральной экспертно–методической комиссии (далее – ЦЭМК) Департамента. Областные и зональные госархивы предварительно согласовывают списки с экспертно–проверочной комиссией (далее – ЭПК) соответствующего структурного подразделения по архивам и делопроизводству областного исполнительного комитета (далее – орган архивного дела и делопроизводства области). Списки организаций, не являющихся источниками комплектования госархивов, согласовываются в том же порядке.

    Следует отметить, что согласованию экспертными комиссиями в разное время подлежало разное количество списков.

    Например, в 60-е годы XX века госархивами составлялось и, соответственно, направлялось на согласование 4 списка:
    ….список №1 учреждений, организаций и предприятий, документальные материалы которых подлежат обязательному приему в госархивы в сроки, установленные Положением о Государственном архивном фонде СССР;
    ….список №2 учреждений, организаций и предприятий, документальные материалы которых подлежат обязательному приему в госархивы в сроки, установленные республиканскими (местными) архивными учреждениями;
    ….список №3 учреждений, организаций и предприятий, документальные материалы которых подлежат приему в госархивы в составе фондов вышестоящих инстанций, а также выборочному приему от отдельных из них из числа однотипных по выбору и в сроки, установленные архивными учреждениями;
    ….список №4 учреждений, организаций и предприятий, документальные материалы от которых не принимаются в госархивы СССР.

    Только с 1986 года госархивами республики составляется два списка:
    ….список №1 учреждений, организаций и предприятий–источников комплектования госархивов;
    ….список №2 учреждений, организаций и предприятий, не являющихся источниками комплектования госархивов.

    В целях обеспечения качественного анализа списков госархивами проводится пересоставление списков и представление их на согласование ЦЭМК Департамента один раз в пять лет. В отделе делопроизводства и формирования Национального архивного фонда Департамента (далее – отдел делопроизводства) пересоставленные списки анализируются. При этом большое внимание уделяется их оформлению, актуальности внесенных в них сведений о наименованиях организаций, последних реорганизациях (регистрациях), подчиненности и т.д. Если имеются принципиальные замечания, то списки возвращаются на доработку в госархив. По результатам проведенного анализа отделом делопроизводства составляется заключение, которое является основанием для рассмотрения и согласования списков на заседании ЦЭМК Департамента.

    Выписки из протоколов заседаний ЦЭМК Департамента (ЭПК органа архивного дела и делопроизводства области) о согласовании списков направляются в госархивы для их последующего утверждения руководителем госархива.

    Информация о работе со списками в плановом порядке рассматривается на заседаниях коллегии Департамента.

    Следует отметить, что в результате предпринимаемых Департаментом мер, в целом, удалось решить проблему некачественной подготовки списков госархивами.

    Госархивами ежегодно проводится работа по уточнению списков. Данная работа предполагает постоянное изучение актов законодательства с целью выявления фактов создания, реорганизации и ликвидации организаций как включенных, так и не включенных в списки. Для этих целей госархивами активно используется информация, содержащаяся в Эталонном банке данных правовой информации Республики Беларусь, который формирует и ведет Национальный центр правовой информации Республики Беларусь; в справочной правовой системе«Консультант Плюс: Беларусь» (продукт общества с ограниченной ответственностью «ЮрСпектр); в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственных реестрах политических партий и общественных объединений, которые ведет Министерство юстиции Республики Беларусь; периодических печатных изданиях, получаемых госархивами в соответствии с Положением об обязательном экземпляре документов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. №1284 и др.

    По результатам этой работы госархивами составляются изменения и дополнения к спискам, которые подлежат рассмотрению и согласованию только на заседаниях ЭМК госархива и ЭПК органов архивного дела и делопроизводства областей.

    Такое решение было принято на заседании коллегии Департамента в целях совершенствования работы по ведению списков и исключения дублирующих функций ЦЭМК Департамента и ЭПК органов архивного дела и делопроизводства областей (постановление коллегии Департамента от 21.01.2004) и закреплено в Правилах работы госархивов и положениях об ЭМК госархива и ЭПК органов архивного дела и делопроизводства областей.

    Несмотря на то, что изменения и дополнения к спискам не представляются госархивами в Департамент, отделом делопроизводства оказывается необходимая методическая и консультационная помощь госархивам при проведении этой работы.

    Начало автоматизации процессов комплектования в Республике Беларусь было положено четырнадцать лет назад с разработки Белорусским научно–исследовательским центром электронной документации (далее – БелНИЦЭД) программного модуля «Комплектование» (далее – ПМ «Комплектование») из состава автоматизированной информационной системы госархива «АИС архива», обеспечивающего составление списков, изменений и дополнений к ним, и их согласование в автоматическом режиме.

    Для проведения процедуры согласования в Департаменте и в органах архивного дела и делопроизводства областей БелНИЦЭД был разработан программный модуль «Комплектование сводное» из состава автоматизированной информационной системы «АИС сводная». Согласование списков ЭМК госархива обеспечивается посредством ПМ «Комплектование».

    Для проведения процедуры согласования списков ЦЭМК Департамента (ЭПК органов архивного дела и делопроизводства областей), работники госархивов, ответственные за ведение списков, посредством ПМ «Комплектование», выгружают из баз данных госархивов согласованные ЭМК госархива списки в виде файлов формата xml. и, используя процедуру экспорта–импорта, направляют их по электронной почте. Экспорт согласованных ЦЭМК Департамента (ЭПК органов архивного дела и делопроизводства областей) списков осуществляется по такому же принципу.

    Вместе с тем, в работе со списками имеются определенные проблемы и трудности.

    Несмотря на то, что госархивами проводится постоянная работа по выявлению новых организаций–источников комплектования, в том числе и негосударственных организаций, острой остается проблема сокращения количества организаций–источников комплектования.

    Так, в 1995 году в списки было включено 9794 организации, в 2005 – 9218 организаций, а по состоянию на 01.01.2015 – 8084 организации. Если с 1995 по 2005 год количество организаций, включенных в списки, сократилось на 5,9 %, то с 2005 по 2015 год – на 12,3%. Таким образом, за последние двадцать лет количество организаций, включенных в списки, сократилось на 1710организаций (17,5%). Приведенные сравнения показывают, что за последние десять лет процесс уменьшения количества организаций–источников комплектования происходит в 2 раза быстрее, чем в предыдущее десятилетие.

    Причинами усугубления данной тенденции являются, в основном, объективные причины. Это оптимизация и совершенствование структуры государственных органов, иных организаций, изменение административно–территориального устройства некоторых областей и районов, ликвидация, реорганизация организаций–источников комплектования госархивов или утрата ими юридической самостоятельности и т.д.

    Трудности имеются и в поддержании в актуальном состоянии списков, оформленных как на бумажном носителе, так и сформированных посредством ПМ «Комплектование».

    Поскольку Примерные списки построены по отраслевому принципу и являются основой составления списков, то все изменения структуры государственных органов, иных организаций, ликвидация, преобразование государственных организаций в негосударственные организации, влияют на структуру Примерных списков и требуют их постоянной переработки.

    В связи с тем, что в ПМ «Комплектование» списки составляются на основании Классификаторов электронных списков, идентичных Примерным спискам, то и они требуют актуализации.

    Решение этих проблем и трудностей возможно только при осуществлении постоянного контроля за изменениями, происходящими в социальной, экономической, политической и культурной жизни страны, в изучении актов законодательства, касающихся создания, реорганизации и ликвидации организаций–источников комплектования госархивов, а также в периодическом проведении работ по актуализации Примерных списков и Классификаторов электронных списков.

    Решение о проведении работ по переработке Примерных списков не реже одного раза в три года было принято на заседании коллегии Департамента от 27.03.2013.

    В целях выполнения этого решения БелНИИДАД разработаны Примерные списки, которые согласованы на заседании ЦЭМК Департамента 31.03.2015 и утверждены приказом директора Департамента. На их основании в текущем году отделом делопроизводства будет осуществлена работа по внесению изменений в Классификаторы электронных списков и в начале 2016 года эти Классификаторы будут направлены в госархивы для обновления и дальнейшего использования в работе.

    Отдел делопроизводства и
    формирования НАФ Департамента


    СПРАВКА
    об опыте работы Федерального архивного
    агентства по согласованию проектов списков
    организаций — источников комплектования
    федеральных государственных архивов

    Одним из важнейших направлений деятельности государственных и муниципальных архивов является комплектование документами Архивного фонда Российской Федерации.

    Как известно, комплектование государственных и муниципальных архивов включает в себя три направления:
    ….– определение источников комплектования;
    ….– определение состава документов, подлежащих приему в архив;
    ….– прием-передачу архивных документов в архив.

    Основными нормативными документами на современном этапе в работе государственных и муниципальных архивов по определению источников комплектования является Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук», утвержденные приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 № 19 (далее – Правила).

    Так, частью 2 статьи 20 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» установлено, что государственные и муниципальные архивы составляют списки организаций-источников комплектования государственных и муниципальных архивов (далее –списки источников комплектования) В соответствии с Правилами обязательному включению в списки источников комплектования подлежат все государственные органы и органы местного самоуправления, а также негосударственные организации, хранящие документы, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, образовавшиеся в процессе деятельности их предшественников, являвшихся до приватизации источниками комплектования соответствующих архивов. Источниками комплектования архивов выступают также организации, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации. Негосударственные организации включаются в списки источников комплектования на договорной основе.

    В соответствии с п.5.4.3 Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 290, Росархив наделен полномочиями по согласованию списков источников комплектования федеральных государственных архивов (списки источников комплектования государственных архивов субъектов Российской Федерации и муниципальных архивов согласовываются экспертно-проверочными комиссиями уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела). Приказом Федерального архивного агентства от 02.05.2007 № 22 «Об утверждении Положения о Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве» согласование списков источников комплектования федеральных государственных архивов отнесено к компетенции Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве (далее – ЦЭПК при Росархиве).

    Процедура согласования проектов списков источников комплектования федеральных государственных архивов установлена в Регламенте работы ЦЭПК при Росархиве, утвержденном приказом Росархива от 02.05.2007 № 23.

    Обеспечение процедуры согласования осуществляется Отделом комплектования и документационного обеспечения управления Росархива (далее — отдел) путем подготовки вопроса на рассмотрение Центральной экспертно-проверочной комиссии при Росархиве.

    В целях осуществления процедуры согласования федеральные государственные архивы представляют в Росархив следующие документы:
    ….– проект списка;
    ….– предисловие к проекту списка источников комплектования федерального государственного архива (далее – проект Списка);
    ….– схему построения проекта Списка;
    ….– выписку из протокола заседания экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) федерального государственного архива или решение ЭПК о согласовании проекта Списка.

    В соответствии с Регламентом работы ЦЭПК секретарь ЦЭПК организует рецензирование проекта Списка путем направления его на заключение членам ЦЭПК. С учетом анализа замечаний и предложений членов ЦЭПК, отдел готовит заключение на проект Списка, проект решения ЦЭПК и представляет их вместе с документами, поступившими от федерального государственного архива на рассмотрение очередного заседания ЦЭПК.

    Решение ЦЭПК о согласовании проекта Списка после утверждения протокола заседания ЦЭПК Руководителем Росархива, подписывается председателем ЦЭПК и секретарем ЦЭПК и направляется в адрес федерального государственного архива, представившего проект Списка на согласование. Решение ЦЭПК может направляться в федеральный государственный архив в виде выписки из протокола заседания ЦЭПК. После осуществления процедуры согласования проекта Списка он утверждается директором соответствующего федерального государственного архива.

    При подготовке проекта Списка федеральные государственные архивы руководствуются вышеназванными Правилами, а также методическими рекомендациями «Определение организаций-источников комплектования государственных и муниципальных архивов», согласованными ЦЭПК при Росархиве 30 октября 2012 г.

    Методические рекомендации раскрывают: принципы и критерии определения организаций – источников комплектования государственных, муниципальных архивов; этапы работы по их определению; примерную форму Списка организаций-источников комплектования государственного, муниципального архива; примерную классификационную схему построения данного Списка.

    Списки источников комплектования государственных и муниципальных архивов ведутся в традиционной и электронной форме. При использовании электронной формы возможно применение программного комплекса «Учреждения – источники комплектования архива». В каждом архиве программный комплекс адаптируется к конкретным условиям его функционирования.

    В государственных и муниципальных архивах могут вестись списки возможных источников комплектования.

    Уточнение и переутверждение списков источников комплектования архивов проводится по мере необходимости.. Основанием для этого являются: создание, реорганизация, ликвидация организации; отказ негосударственных организации от сотрудничества с архивом (расторжение договора), исключение из списков организаций, в деятельности которых перестали образовываться документы Архивного фонда Российской Федерации.

    В целом по Российской Федерации по состоянию на 01.12.2012 в списках источников комплектования государственных и муниципальных архивов управленческой документацией состояло 98 357 организаций, из них:
    ….– профиля федеральных государственных архивов – 1 889,
    ….– профиля государственных архивов субъектов Российской Федерации – 20 179,
    ….– профиля муниципальных архивов – 76 479.

    По сравнению с данными предыдущей паспортизации, проведенной в 2009 г., количество организаций — источников комплектования государственных и муниципальных архивов управленческой документацией в целом по Российской Федерации сократилось на 8 622 организации или на 8%, причем сокращение произошло на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Количество организаций — источников комплектования государственных архивов субъектов Российской Федерации сократилось на 1162 или на 5%, муниципальных архивов на 7317 или на 8,7%.

    Количество организаций – источников комплектования федеральных государственных архивов управленческой документацией по сравнению с 2009 г. в целом увеличилось на 37 организаций. Вместе с тем количество негосударственных организаций в их списках уменьшилось на 22.

    Сократилось и количество организаций — источников комплектования научно-технической документацией — с 3 580 до 3 237, т.е. на 343 или на 9,6%. Сокращение произошло как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В списках источников комплектования федеральных государственных архивов научно-технической документацией состояло 1238 организаций, из них 355 негосударственных. По сравнению с 2009 г. их количество в целом сократилось на 36.

    Сокращение количественного состава организаций — источников комплектования государственных и муниципальных архивов связано с теми изменениями, которые происходили и происходят в политической, экономической, социальной и других сферах общественной жизни и обусловлены, прежде всего, проведением административной реформы и реформы органов местного самоуправления, повлекшими за собой ликвидацию и реорганизацию целого ряда органов и организаций.

    Еще одной причиной сокращения количественного состава источников комплектования явилось практически повсеместное исключение из списков негосударственных организаций, ликвидированных в ходе банкротства. Кроме этого, из списков исключались и негосударственные структуры, полностью передавшие на постоянное хранение документы Архивного фонда Российской Федерации, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, и отказавшиеся продолжать работу с архивными учреждениями на договорной основе. Из списков организаций — источников комплектования государственных и муниципальных архивов также были исключены негосударственные организации, не соблюдавшие условия договоров о сотрудничестве. В связи с этим количество негосударственных структур в списках организаций — источников комплектования сократилось по сравнению с 2009 г. на 3 479 или на 18% и составляет 15 854 организации или 16% от общего количества источников комплектования.

    Анализ статистических сведений за ряд лет позволяет сделать вывод о том, что наметилась устойчивая тенденция к сокращению количества источников комплектования государственных и муниципальных архивов: на 1 декабря 2000 г. количество источников комплектования было 123 263, а по состоянию на 1 декабря 2012 г. их количество уменьшилось на 24 906 (или на 20%).

    Отчеты архивных учреждений свидетельствуют о том, что работа по включению в списки вновь созданных организаций проводится практически повсеместно. Однако количество организаций, исключенных из списков, значительно превалирует над количеством включенных.

    Отдел комплектования
    и ДОУ Росархива


    ДЕПАРТАМЕНТ ПО АРХИВАМ
    И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ
    МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
    РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ
    АГЕНТСТВО РОССИИ

    РЕШЕНИЕ
    совместного заседания коллегий Департамента по архивам
    и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь
    и Федерального архивного агентства

    2 июня 2015 г. г. Гродно

    Об опыте работы Департамента по архивам и
    делопроизводству Министерства юстиции
    Республики Беларусь и Федерального архивного
    агентства по согласованию проектов списков
    организаций – источников комплектования
    государственных архивных учреждений Республики
    Беларусь и федеральных архивов Российской Федерации

    Заслушав и обсудив вопрос об опыте работы Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь и Федерального архивного агентства по согласованию проектов списков организаций – источников комплектования государственных архивных учреждений Республики Беларусь и федеральных архивов Российской Федерации, коллегии отмечают, что эта работа осуществляется в соответствии нормативными правовыми актами Республики Беларусь и Российской Федерации, а также методическими документами Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь (далее – Департамент) и Федерального архивного агентства (далее – Росархив).

    Основными нормативными правовыми актами, регулирующими данные вопросы в Республике Беларусь, являются Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» и Правила работы государственных архивов Республики Беларусь, утвержденные постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 25 ноября 2005 г. № 7, а также разработанные в их развитие иные нормативные правовые акты в сфере архивного дела. В соответствии с действующим законодательством включение в списки источников комплектования негосударственных организаций осуществляется на основании договора хранения, заключаемого негосударственными организациями с государственными архивными учреждениями.

    Методическую основу составления списков источников комплектования определяют: Рекомендации по применению примерных списков видов организаций, являющихся и не являющихся источниками комплектования государственных архивов, Примерный список видов организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов, и Примерный список видов организаций, не являющихся источниками комплектования государственных архивов, утвержденные директором Департамента.

    В соответствии с указанными Правилами списки источников комплектования рассматриваются на заседаниях экспертно-методических комиссий государственных архивных учреждений, затем представляются на согласование Центральной экспертно-методической комиссии Департамента (далее – ЦЭМК). Областные и зональные государственные архивы предварительно согласовывают списки с экспертно-проверочной комиссией соответствующего структурного подразделения по архивам и делопроизводству областного исполнительного комитета.

    В целях обеспечения качественного анализа списков источников комплектования согласование их ЦЭМК проводится один раз в пять лет. Списки предварительно рассматриваются отделом делопроизводства и формирования Национального архивного фонда Департамента, анализируется их качество. По результатам проведенного анализа составляется заключение, которое является основанием для рассмотрения и согласования списков источников комплектования на заседании ЦЭМК. Информация о работе со списками в плановом порядке рассматривается на заседании коллегии Департамента.

    Основными нормативными правовыми актами в Российской Федерации, регулирующими работу государственных и муниципальных архивов по составлению списков источников их комплектования, являются Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125 «Об архивном деле в Российской Федерации» и Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18 января 2007 г. № 19. Так, статьей 20 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» установлено, что государственные и муниципальные архивы составляют списки организаций – источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций осуществляется на основании договора. В соответствии с указанными Правилами в списки источников комплектования государственных и муниципальных архивов в обязательном порядке включаются государственные органы и органы местного самоуправления. Источниками комплектования архивов выступают также организации, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации.

    Методическую основу составления списков источников комплектования определяют Методические рекомендации «Определение организаций – источников комплектования государственных и муниципальных архивов», подготовленные Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела и согласованные Центральной экспертно-проверочной комиссией при Росархиве (далее – ЦЭПК) 30 октября 2012 г. Методические рекомендации раскрывают: принципы и критерии определения организаций – источников комплектования государственных, муниципальных архивов; этапы работы по их определению; примерную форму Списка организаций – источников комплектования государственного, муниципального архива; примерную классификационную схему построения данного Списка.

    В соответствии с Положением о Федеральном архивном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 290, Росархив наделен полномочиями по согласованию списков источников комплектования федеральных государственных архивов (списки источников комплектования государственных архивов субъектов Российской Федерации и муниципальных архивов подлежат согласованию с экспертно-проверочными комиссиями уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела). Приказом Федерального архивного агентства от 02.05.2007 № 22 «Об утверждении Положения о Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве» согласование списков источников комплектования федеральных государственных архивов отнесено к компетенции ЦЭПК.

    Процедура согласования проектов списков источников комплектования федеральных государственных архивов установлена Регламентом работы ЦЭПК, утвержденным приказом Росархива от 02.05.2007 № 23. Обеспечение процедуры согласования осуществляется отделом комплектования и документационного обеспечения управления Росархива путем подготовки вопроса на рассмотрение ЦЭПК.

    Решение ЦЭПК о согласовании проекта Списка источников комплектования является основанием для его утверждения директором соответствующего федерального архива.

    Государственными архивными учреждениями Республики Беларусь и федеральными архивами Российской Федерации ежегодно проводится работа по уточнению списков источников комплектования и составлению изменений и дополнений к ним. В этой работе имеются общие проблемы и трудности.

    Острой остается проблема сокращения количества организаций – источников комплектования.

    В Республике Беларусь за последние двадцать лет их количество сократилось на 1710 организаций (17,5%). Если с 1995 по 2005 год количество организаций, включенных в списки, сократилось на 5,9 %, то с 2005 по 2015 год – на 12,3%. Приведенные сравнения показывают, что за последние десять лет процесс уменьшения количества организаций – источников комплектования происходит в 2 раза быстрее, чем в предыдущее десятилетие.

    Причинами сокращения являются: оптимизация и совершенствование структуры государственных органов, иных организаций, изменение административно-территориального устройства некоторых областей и районов, ликвидация, реорганизация организаций – источников комплектования или утрата ими юридической самостоятельности и т.д.

    Трудности имеются и в поддержании в актуальном состоянии списков, оформленных как на бумажном носителе, так и сформированных посредством программного модуля «Комплектование».

    Решение этих проблем возможно только при осуществлении постоянного контроля за изменениями, происходящими в социальной, экономической, политической и культурной жизни страны, в изучении актов законодательства, касающихся создания, реорганизации и ликвидации организаций – источников комплектования и периодическом (один раз в три года) проведении работ по актуализации Примерных списков видов организаций, являющихся и не являющихся источниками комплектования государственных архивов и Классификаторов электронных списков.

    В Российской Федерации по данным последней паспортизации (на 1 декабря 2012 г.) в списках источников комплектования федеральных архивов управленческой документацией состояло 1889 организаций, из них негосударственных – 578. По сравнению с 2009 годом их количество в целом увеличилось на 37 организаций. Вместе с тем количество негосударственных организаций уменьшилось на 22. В списках источников комплектования федеральных государственных архивов научно-технической документацией состояло 1238 организаций, из них 355 негосударственных. По сравнению с 2009 годом их количество в целом сократилось на 36.

    Сокращение объясняется исключением из списков источников комплектования архивов ликвидированных организаций, негосударственных структур, полностью передавших на постоянное хранение документы, созданные до момента приватизации, и отказавшихся продолжать работу с архивными учреждениями на договорной основе. Кроме этого, из списков источников исключались государственные и негосударственные организации, утратившие в результате реорганизаций статус самостоятельных юридических лиц, а также организации, не имеющие на хранении документы Архивного фонда Российской Федерации.

    Коллегии Департамента и Росархива РЕШИЛИ:
    ….1. Принять к сведению информации начальника отдела делопроизводства и формирования Национального архивного фонда Департамента Л.М.Цымбал и заместителя начальника Управления – начальника отдела комплектования и документационного обеспечения управления Росархива Т.А.Мещериной.
    ….2. Отметить, что работа по согласованию списков организаций –источников комплектования государственных архивных учреждений Республики Беларусь и федеральных архивов Российской Федерации обеспечена необходимыми нормативными актами и методическими документами.
    ….3. Белорусскому научно-исследовательскому институту документоведения и архивного дела и Всероссийскому научно-исследовательскому институту документоведения и архивного дела организовать обмен опытом по методическим вопросам составления, ведения и согласования списков организаций – источников комплектования государственных архивных учреждений Республики Беларусь и федеральных архивов Российской Федерации.
    ….4. Информацию о проведении совместного заседания коллегий Департамента и Росархива разместить на их официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.
    ….5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на отдел делопроизводства и формирования Национального архивного фонда Департамента (Л.М.Цымбал) и отдел комплектования и документационного обеспечения управления Росархива (Т.А.Мещерина).

    Председатель коллегии –
    директор Департамента по архивам
    и делопроизводству Министерства
    юстиции Республики Беларусь

    ……….В.И. Адамушко

    Председатель коллегии –
    Руководитель Федерального
    архивного агентства

    ……….А.Н.Артизов