Разделы
Органы архивного дела и делопроизводства и система государственных архивных учреждений
Дзяржаўны кантроль у галіне архіўнай справы і справаводства
Архивное дело
Нормативная база
Архивные справочники
Фондовый каталог государственных архивов Республики Беларусь
Тематические разработки и базы данных
Генеалогия
Археография
Геральдика
Услуги
Административные процедуры
Образование
Журнал «Архивы и делопроизводство»
Каляндар знамянальных і памятных дат па гісторыі Беларусі
Профессор М.В. Довнар-Запольский
Главная Новости отрасли

Новости отрасли

02 декабря 2014 г.
30 ноября 2014 года белорусскому писателю Михасю Лынькову исполнилось 115 лет. К этой дате Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов и портал TUT.BY представляют выпуск совместного проекта "Гэта мы. Аўтар "Міколкі-паравоза" і дыпламат. 115-годдзе Міхася Лынькова".

На кадрах шестидесятых годов можно увидеть Михася Лынькова на встречах с детьми и студентами. Есть и интересные кинокадры, на которых Михась Лыньков предстает как дипломат, участвовавший от БССР в международных конференциях.

01 декабря 2014 г.
Участники ХХI Международной научно-практической конференции «Документация в информационном обществе: нормативно-методическое обеспечение управления документами»18-19 ноября 2014 г. в г. Москве, в конференц-зале Российского государственного архива социально-политической истории прошли мероприятия в рамках ХХI Международной научно-практической конференции «Документация в информационном обществе: нормативно-методическое обеспечение управления документами».

Конференция была организована Евроазиатским региональным отделением Международного совета архивов (ЕВРАЗИКА), Федеральным архивным агентством России (Росархив), Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), при участии Российского государственного гуманитарного университета и Российского общества историков-архивистов.

В работе конференции приняли участие представители Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы, России, Словении, Таджикистана, Финляндии. Архивную службу Беларуси на конференции представлял директор Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела А.Е.Рыбаков.


Конференция была проведена в течение двух дней: 18 и 19 ноября 2014 г. В первый день на пленарном заседании было представлено 14 докладов. Во второй день была организована работа в двух секциях: секция 1 «Проблемы подготовки кадров для сферы ДОУ»; секция 2 «Совершенствование ДОУ в условиях электронного документооборота». Всего на секциях было заявлено более 40 докладов и сообщений. А.Е.Рыбаков (член организационного комитета) представил доклад-презентацию «Роль и значение государственных стандартов в системе нормативно-правового регулирования управления документами в Республике Беларусь» (пленарное заседание).

При обсуждении вопросов, вынесенных в повестку конференции, основное внимание было сосредоточено на проблемах нормативно-методического регулирования использования электронного документа (ЭД) и применения систем электронного документооборота (СЭД).

Директор ВНИИДАД М.В.Ларин в докладе «Нормативно-методическое обеспечение управления документами в Российской Федерации: проблемы и перспективы» отметил наличие в Российской Федерации значительного количества актов законодательства, в которых применяются различные определения понятия «ЭД». В зависимости от целей и задач, решаемых при принятии того или иного нормативного правового акта, законодатели упор делают либо на технологическую составляющую ЭД, либо на его правовой статус (юридическую силу). Это препятствует однозначному пониманию термина «ЭД», особенно в тех случаях, когда речь идет о межведомственном обмене. Возникающие терминологические коллизии ведут к правовым несоответствиям и, как результат, невозможности стыковки разных ведомственных СЭД, в том числе при разработке МЭДО – системы межведомственного электронного документооборота (российский аналог разрабатываемой в Республике Беларусь СМДО).

Участники ХХI Международной научно-практической конференции «Документация в информационном обществе: нормативно-методическое обеспечение управления документами»В сложившейся ситуации, по мнению М.В.Ларина, целесообразным представляется возвращение полноценной функции управления документами федеральному органу исполнительной власти с правом проведения экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых в данной сфере (в Республике Беларусь такие функции выполняет Министерство юстиции). Однозначному пониманию профессиональной терминологии в сфере управления ЭД должно способствовать также привлечение к обсуждению имеющихся проблем широкой научной общественности, а также разработка специального закона об управлении документами, в том числе электронными. В то же время М.В.Ларин скептически отнесся к предложению о целесообразности разработки отдельного закона об ЭД и электронном документообороте.

Три доклада было представлено на конференции делегацией Республики Казахстан.

Директор Департамента архивного дела и документации Министерства культуры и спорта Республики Казахстан А.Х.Мустафина в докладе «О некоторых вопросах нормативного обеспечения управления документацией в Республике Казахстан» кратко охарактеризовала имеющую нормативную базу этой страны в сфере управления документами, которую составляют Закон «О Национальном архивном фонде и архивах», Типовые правила документирования и управления документацией, перечни типовых документов с указанием сроков хранения, правила работы архивов и др. Интерес представляет опыт Казахстана в части, касающейся организации контроля за состоянием делопроизводства и архивов в государственных органах, иных организациях. В целях повышения эффективности контроля внедрена система оценки рисков. В процессе осуществления мониторинга несоблюдение в той или иной мере установленных нормативных требований отмечается штрафными баллами, которые суммируются и в результате устанавливаются высокая, средняя или низкая степени риска. На этой основе утверждаются планы проверок, в которые включаются организации с наибольшей степенью риска. По результатам проверок юридических и физических лиц привлекают к ответственности, которая закреплена в уголовном и административном кодексах страны. Опыт показывает, что внедренная система оценки рисков позволяет повысить как качество документирования, так и обеспечить лучшую сохранность документов, образовавшихся в процессе деятельности государственных органов и иных организаций. В этом контексте остается сожалеть, что в Республике Беларусь деятельность Государственной инспекции архивов и делопроизводства практически остановлена, а из Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях исключена статья, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства в сфере делопроизводства.

В целях повышения эффективности применения ЭД и внедрения СЭД под управлением общего отдела Администрации Президента Республики Казахстан создана межведомственная рабочая группа, которой разрабатываются и поддерживаются в актуализированном состоянии различные справочники по управлению ЭД.

По информации заведующего общим отделом Администрации Президента Республики Казахстан М.Х.Жакупова межведомственной рабочей группой разработаны все бизнес-процессы работы с ЭД: от создания документа до его передачи в архив. Внедрение электронного документооборота в государственных органах позволило сэкономить 760 тонн бумаги.

Директор Архива Президента Республики Казахстан Б.А.Джапаров более подробно остановился на проблемах внедрения ЭД и СЭД. Он отметил, что для создания единой сети все пользователи должны использовать услуги единственного интернет-провайдера. Имеется также острая потребность в стандартах на миграцию ЭД на новые носители, в другие системы и т.п. В архивах автоматизацию сдерживает также отсутствие нового Единого классификатора документной информации Национального архивного фонда Республики Казахстан (в Республике Беларусь аналогичный классификатор переработан и внедряется в работу государственных архивов с 2013 года).

Доцент факультета информатики и интерактивных средств Университета в Тампере П.Хенттонен выступил с докладом «Нормативное обеспечение управления документами в государственных и муниципальных учреждениях Финляндии». В этой стране законодательство, регулирующее вопросы управления документами, также состоит из двух частей: законов, позволяющих решать конкретные задачи определенного органа, и общих законов. К последним относятся законы «Об открытости деятельности правительственных учреждений», «О персональных данных», «Об архивах».

Характеризуя закон «Об архивах», принятый в 1981 году, П.Хенттонен отметил, что одной из основных его задач было сокращение количества документов, скопившихся в государственных и муниципальных органах и передаваемых на хранение в государственные архивы. В соответствии с законом каждый орган должен создавать план управления документами, в котором отражаются сроки хранения образовавшихся в процессе его деятельности документов, сроки передачи документов в государственный архив, условия доступа к документам. Планы позволяют реально управлять документами и архивами и предусматривают разделение всех документов на две категории: постоянного хранения и необходимые для работы государственного учреждения.

Требования к управлению ЭД в Финляндии сформулированы в «Sähke». Это единственная модель управления ЭД по финским традициям управления документами в целом. Данная модель используется государственными органами даже в том случае, если их не обязывают это делать. Для хранения ЭД государственных органов используется система VAPA. Финансирование этой системы осуществляется Министерством культуры и образования, однако оно заинтересовано в хранении только ЭД, имеющих научно-историческую ценность, то есть документов постоянного хранения. Поддержание функционирования системы VAPA обходится в 3,5 млн. евро. Проверка эффективности системы, проведенная финансово-ревизионным управлением Министерства финансов, показала, что данные затраты никакой выгоды не несут. Основная проблема в дальнейшем развитии системы (и использования ЭД в целом) заключается в том, что Национальный архив Финляндии, Министерство культуры и образования, Министерство финансов рассматривают систему с разных точек зрения, каждый из заинтересованных органов преследует свои цели.

В перспективе в Финляндии ожидается принятие новых законов: «О хранении ценных документов» (вместо закона «Об архивах»), «О правах и обязанностях Национального архива», «Об открытости деятельности Правительства» (новая редакция). Планируется также реформа системы государственных и муниципальных органов, что повлияет и на систему управления документами. Национальному архиву Финляндии, который в настоящее время выполняет функцию управления документами, скоро понадобится специалисты в сфере управления ЭД. В этой связи в планах Национального архива отказаться от функции управления ЭД и передать ее другому ведомству, возможно, создаваемому Министерству управления информацией. Пока решение по данному вопросу не принято.
Ряд докладов на конференции был посвящен технологическим аспектам нормативного обеспечения управления ЭД.

Ведущий системный аналитик фирмы «АС» в докладе «Отражение технологических вопросов в нормативно-методической базе построения и функционирования СЭД» обратил внимание на основные проблемы, возникающие при внедрении СЭД:
.... 1. применение ЭД в юридической практике (в 95% случаев суды не принимают ЭД в качестве доказательства);
.... 2. отсутствие приемлемых технологий для подтверждения неизменности ЭД в долгосрочной перспективе;
.... 3. сложности с подтверждением и идентификацией авторов ЭД, исполнителей ЭД и их ответственности;
.... 4. существующие СЭД не учитывают требования обеспечения долгосрочного хранения ЭД.

Заместитель генерального директора по разработке ПО Компании ИнтерТраст А.М.Савельев остановился на технологических требованиях к разработке СЭД. Важнейшими из них, по его мнению, являются импортонезависимость (чем меньше в СЭД импортных компонентов и элементов, тем проще эту систему поддерживать и управлять ею) и использование свободного программного обеспечения (СПО). Зарубежный опыт внедрения СЭД показывает, что при переходе с лицензируемого ПО на СПО достигается экономия финансовых средств в объеме от 25 до 45%. Кроме того, использование СПО дает независимость от западных поставщиков и обеспечивает большую открытость системы для совершенствования.

С проблемным докладом «Положение дел и основные тенденции в сфере нормативно-методического обеспечения управления документами» выступила ведущий эксперт по управлению документацией ООО «Электронные офисные системы» Н.А.Храмцовская. Отметив значительные достижения в части внедрения ЭД и СЭД в России, она заострила внимание на имеющихся проблемах в этой сфере. Среди них:
  • отсутствие лидера в вопросах управления ЭД (Росархив выполнять эту роль, по ее мнению, не способен, а Банк России и Министерство коммуникации и связи не готовы к этому из-за отсутствия кадров);
  • отсутствие серьезных научных и методических публикаций, неэффективное использование стандартов в сфере ЭД и электронного документооборота;
  • недостаток высокоуровневых документов, определяющих принципы работы с ЭД;
  • полная неопределенность с вопросами долговременного хранения ЭД (в Федеральной налоговой службе России, создающей единых архив ЭД, ситуация накаляется в связи с опасностью утери всех данных, накопленных в электронном виде);
  • рост объемов бумажных документов, сопровождающий внедрение ЭД и СЭД (последнее впрочем, характерно для всех стран; лишь в последнем отчете Национального архива США впервые отмечено отсутствие роста объема бумажных документов);
  • проблемы обучения и повышения квалификации управляющих документацией и архивистов, потеря профессионалами контроля над службами документационного обеспечения управления (службами ДОУ управляют юристы, ИТ-специалисты, менеджеры и др., а не профессионально подготовленные архивисты и делопроизводители).
Вместе с тем, конкретных решений по улучшению ситуации Н.А.Храмцовская не предложила, ее рекомендации в этой части имеют весьма общий характер:
  • создание единой нормативной базы в сфере управления ЭД и электронным документооборотом, устанавливающей единые правила и требования, невозможно; при разработке нормативно-методической базы необходимо определить лишь основные принципы;
  • при разработке нормативных и методических документов должен использоваться принцип «не навреди», в первую очередь, в отношении терминологии;
  • в условиях быстрых перемен нормативно-методическая база должна быть «на вырост»;
  • нужны реальные публичные обсуждения проектов и дополнительное финансирование разработок проектов стандартов и методических документов.
С полными тестами докладов и сообщений, представленных на конференции, можно будет ознакомиться в библиотеке БелНИИДАД, куда будет передан экземпляр материалов конференции после их опубликования.

Украшением конференции стала дискуссия, состоявшаяся после завершения основной программы.

Анализ прозвучавших на конференции докладов представителей стран-участниц и состоявшейся по ее окончании дискуссии позволил сделать следующие основные выводы:
.... 1. В вопросах внедрения ЭД и СЭД в разных странах за последние годы достигнуты определенные успехи. Данные процессы имеют значительную поддержку на государственном уровне, разработаны комплексы законов, иных нормативных правовых актов, а также методических документов, регламентирующих соответствующие правоотношения.

.... 2. Вопросы повышения эффективности функционирования ЭД и СЭД относительно успешно решаются ровно до той стадии, когда речь заходит об организации долгосрочного хранения ЭД. На сегодняшний день отсутствуют технологии, позволяющие гарантировать сохранность, целостность, неизменность и подлинность ЭД и иной документированной информации в электронном виде на протяжении сколько-нибудь значительного срока. Сложности в решении данной задачи обусловлены постоянными изменениям технических средств, технологий, типов носителей, программного обеспечения. Эти факторы являются причиной потери информации при перезаписывании документированной информации в электронном виде на новые носители, ее миграции в новые автоматизированные системы, а также при конвертации в новые форматы. Например, в результате проводимого российскими архивистами эксперимента по созданию страхового фонда документации на электронных носителях выяснилось, что через 5 лет после начала эксперимента 5% электронной информации было утеряно (несмотря на соблюдение всех нормативных требований, включающих контроль состояния и периодическую перезапись информации).

.... 3. Важнейшими характеристиками ЭД являются:
  • цифровая форма представления информации;
  • существование ЭД только в определенной системе;
  • наличие у ЭД контента и метаданных. В этой связи ни одна из тестируемых в настоящее время методик приема ЭД на архивное хранение и организации такого хранения не является идеальной. Использование «контейнерного» метода передачи ЭД на архивное хранение приводит к вырыванию ЭД из программной среды системы, в которой он был создан и функционировал. Дальнейшая перезапись информации может привести к потере ЭД своей аутентичности. Использование для хранения ЭД облачных технологий, предполагающих организацию хранения всего комплекса созданных ЭД в единой программной среде на едином носителе, является очень дорогостоящим решением. Кроме того, внедрение облачных технологий для этих целей сопряжено с необходимостью унификации всех программных средств участников электронного документооборота (данную проблему не смогли решить даже немецкие архивисты). Недостатком такого подхода является и то, что облачные технологии не позволяют качественно проводить экспертизу ценности ЭД, осуществлять их отбор и последующую передачу на хранение в государственные архивы. При применении облачных технологий для долговременного хранения ЭД сложности возникают с организацией учета документов (определением единиц хранения и их постановкой на учет).
.... 4. Важным является вопрос соотношения финансовых затрат на внедрение СЭД и получаемого от этого экономического эффекта. Кроме общеизвестных затрат, связанных с приобретением оборудования, программного обеспечения, обучением персонала, необходимо учитывать и перспективные затраты, связанные с поддержанием систем в рабочем состоянии, обновлением технических средств, типов носителей, затратами на миграцию и конвертацию документированной информации, особенно при организации долгосрочного хранения документов.

.... 5. В условиях отсутствия однозначных технологических решений, позволяющих обеспечивать долговременную сохранность ЭД, неправомерно требовать от архивных служб идеальных методик приема ЭД на долговременное, в том числе постоянное хранение, с их последующим закреплением в нормативных правовых актах. Архивные службы при разработке методик приема и организации хранения ЭД в архивах должны опираться на технологические решения данной проблемы, однако собственно технологические аспекты находятся вне их компетенции. В то же время архивные службы не должны оставаться в стороне от происходящих процессов, они должны устанавливать свои требования к процессам электронного документирования, предупреждать о возможности потери документированной информации в долгосрочной перспективе. Последнее особенно актуально в условиях законодательного закрепления равноправия бумажных и электронных документов в соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

.... 6. В этой связи представляется оправданным подход архивной службы Республики Беларусь к включению в электронный документооборот на первоначальном этапе только документов с временным (до 5 лет) сроком хранения, то есть документов, имеющих сугубо практическую ценность, которую они теряют после выхода их оперативного использования. Документы, которые могут быть востребованы в более длительной перспективе, пока целесообразно создавать на бумажных носителях.

28 ноября 2014 г.
27 ноября 2014 г. в рамках визита в Республику Беларусь делегации г. Санкт-Петербурга во главе с губернатором Г.С.Полтавченко состоялась встреча директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь В.И.Адамушко с председателем Архивного комитета г. Санкт-Петербурга С.В.Штуковой, в ходе которой были обсуждены вопросы сотрудничества архивистов Беларуси и г. Санкт-Петербурга.

Во время визита С.В.Штукова посетила Национальный исторический архив Беларуси и Национальный архив Республики Беларусь, где ознакомилась с опытом работы белорусских архивистов.


27 ноября 2014 г. председатель Архивного комитета г. Санкт-Петербурга С.В.Штукова посетила Национальный архив Республики Беларусь


Председатель Архивного комитета г. Санкт-Петербурга С.В.Штукова посетила Национальный исторический архив Беларуси

27 ноября 2014 г.
11ноября 2014 года в Белорусском государственном архиве научно-технической документации состоялось открытие выставки «Солдат в бою, маршал – в архитектуре», посвященной 105-летию со дня рождения Народного архитектора СССР Георгия Владимировича Заборского. На выставке были представлены документы из фондов архива.

Материалы выставки отражают яркий и насыщенный жизненный путь Г.В. Заборского, его участие в Великой Отечественной войне, творческую и повседневную жизнь, процесс становление его как личности и талантливого архитектора. Среди основных работ Г.В. Заборского выделяется монумент на Площади Победы, застройка домов по ул. Ленина, музей истории Великой Отечественной войны, здание Суворовского училища в г. Минске и др.

На открытии выставки выступили директор Белорусского государственного архива научно-технической документации А.М. Запартыко, сотрудник архива Г.И. Шостак, сын архитектора А.Г. Заборский, ученики и коллеги: архитекторы И.И. и Л.А. Есьманы, А.В. Желдаков, Г.Д. Горина, журналист Я.Я. Алексейчик и др. Во время творческой встречи гостям были показаны фрагменты фильма «Люди и символы», посвященного созданию монумента Победы. Присутствующие поделились воспоминаниями о жизни и творчестве архитектора, рассказали о его проектах и том месте, которое они заняли в истории белорусской архитектуры и градостроительства.

Георгий Владимирович Заборский родился 11 ноября 1909 г. в Минске в семье Владимира Георгиевича Заборского, бухгалтера Московско-Брестской железной дороги, и Елены Ивановны Заборской (Зеглинг).

В семье Заборских было четверо детей: Владимир, Ольга, Георгий и Мария. В 1923 г. умер отец и заботу о семье взял на себя старший сын Владимир, который работал на Минском вагоноремонтном заводе имени Мясникова главным бухгалтером. В 1937 г. в семье Заборских снова случилось несчастье – Владимир был арестован по обвинению во враждебной деятельности и расстрелян.

Младшая сестра Мария вышла замуж за режиссера Н.Ковязина. С этого времени семью начали посещать такие знаменитые люди как А. Александрович, В. Голубок, М. Горецкий, М. Громыко, В. Дубовка, М. Зарецкий, К. Каганец, Я. Колас, Я. Купала, Е. Мирович и др.

После окончания школы в 1929 г. Г. Заборский стал рабочим на стадионе. Проработав там год, поступил в Минскую профтехшколу сельского огнеупорного строительства. Первую практику Г. Заборский проходил на строительной площадке здания Дома правительства БССР. Здесь же состоялось его знакомство с архитектором И. Лангбардом.

Таланты молодого Георгия Заборского не остались без внимания: его направили во Всероссийскую Академию Художеств (г. Ленинград). Преподавателями Георгия Владимировича были такие знаменитые мастера как А. Белагруд, И. Лангбард, О. Мунц, А. Никольский и др. После окончания Академии художеств в 1939 г. Г. Заборский по конкурсу попадает в Москву, но работает там недолго и быстро получает направление в Минск. В 1939 г. Г.В. Заборский участвует в республиканском конкурсе на лучший проект памятника для города Белостока в честь воссоединения Западной Беларуси. Его проект был признан лучшим, но творческую работу архитектора остановила Великая Отечественная война.

Уже в первые дни войны Георгий Владимирович добровольно пошел на фронт. В боях под Смоленском был тяжело ранен и оказался в госпитале уральского городка Троицка. Там он выполнил ряд проектов-эскизов памятников, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Именно эти работы стали основой будущего памятника-монумента Победы в Минске.

После войны архитектор возвращается в родную Беларусь и активно участвует в работе по возрождению разрушенных городов и сел.

С 1945 по 1964 год Георгий Заборский руководит архитектурно-конструкторскими мастерскими проектных институтов Белгоспроект и Минскпроект и одновременно преподает на архитектурном отделении Белорусского политехнического института.

В 1950 г. Г.В. Заборский проектирует жилую застройку по ул. Ленина в Минске. В это же время им были созданы Суворовское училище и здание ЦК ЛКСМБ. В 1952 г. был открыт памятник И.В. Сталину, а в 1954 г. – памятник-монумент на площади Победы.

В начале1960-х гг. по проектам архитектора строятся кинотеатр «Пионер» и музей Великой Отечественной войны. В это же время Георгий Владимирович проектирует мемориальный комплекс «Зыслав», открытие которого состоялось в 1969 г.

С марта 1964 г. Георгий Владимирович работает в проектном институте «Белгипросельстрой». Основными проектами этого времени стали общественный центр пос. Мышковичи Кировского р-на, застройка пос. Вертелишки – центра колхоза «Прогресс» Гродненского района, застройка колхоза «Чырвоная Змена» Любанского района.

Георгий Владимирович Заборский – Заслуженный строитель БССР (1961), Народный архитектор СССР (1981), лауреат Государственной премии СССР (1971), премии Совета Министров СССР (1982) и премии Советских профсоюзов (1989). Он награжден правительственными орденами и медалями, пятью Почетными грамотами Верховного Совета БССР.
27 ноября 2014 г.
26 ноября 2014 г. состоялось заседание коллегии Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, на котором были рассмотрены следующие вопросы:
....1. О комплектовании государственных архивных учреждений документами в электронном виде и информационными ресурсами;
....2. О результатах анализа пересоставленных списков № 1 и № 2 организаций, являющихся и не являющихся источниками комплектования областных и зональных государственных архивов.

В ходе обсуждения вопроса о комплектовании государственных архивных учреждений документами в электронном виде и информационными ресурсами перед архивом электронных документов были поставлены задачи, намечены пути совершенствования работы в данном направлении. Даны конкретные поручения по дальнейшей активизации работы с республиканскими органами государственного управления, иными организациями в части экспертизы ценности и подготовки к приему на постоянное хранение документов в электронном виде, информационных ресурсов, проведения обучающих семинаров, в том числе в виде Veb-конференций.

По второму вопросу коллегией отмечено, что госархивами проведена значительная работа по пересоставлению списков № 1 и № 2; отмечен факт продолжающегося уменьшения количества организаций-источников комплектования госархивов и определены объективные и субъективные причины данной тенденции; обозначены выявленные в процессе анализа в Департаменте недостатки и ошибки, допущенные госархивами при пересоставлении списков; указано на недостаточный контроль со стороны директоров госархивов и руководителей структурных подразделений по архивам и делопроизводству главных управлений юстиции облисполкомов. Также было отмечено сокращение количества организаций государственной формы собственности, выявленное в результате анализа состава организаций, включенных в проект Примерных списков видов организаций, являющихся и не являющихся источниками комплектования госархивов, перерабатываемых БелНИИДАД.

Коллегией даны указания руководителям структурных подразделений по архивам и делопроизводству главных управлений юстиции облисполкомов и директорам госархивов по принятию мер по устранению выявленных недостатков и ошибок в работе со списками, по усилению контроля за проведением данной работы, активизации работы по расширению круга организаций – потенциальных источников комплектования.

17 ноября 2014 г.
В Белорусском научно-исследовательском институте документоведения и архивного дела 13.11.2014 состоялось общее собрание членов Археографической комиссии Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, в котором приняли участие представители учреждений архивной отрасли республики, Национальной академии наук Беларуси, вузов, издательств. Вел собрание председатель комиссии, директор Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь В.И.Адамушко. Общее собрание заслушало отчетный доклад первого заместителя Бюро Археографической комиссии В.С.Позднякова «О выполнении Плана публикаций документов Национального архивного фонда Республики Беларусь на 2009—2013 гг. и принятии Плана публикаций документов Национального архивного фонда Республики Беларусь на 2014—2018 гг.», приняло к сведению отчет. Проект Плана публикации документов Национального архивного фонда Республики Беларусь на 2014 – 2018 гг. принят за основу, Бюро комиссии поручено его доработать. Председатель Бюро комиссии М.Ф.Шумейко выступил с докладом «Возобновление археографической традиции: К 15-летию создания Археографической комиссии Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь», в котором осветил основные проблемы и их решение в деятельности комиссии. В прениях выступили В.И.Адамушко, Д.В.Карев и другие члены Археографической комиссии.
06 ноября 2014 г.
Участники конференции20-21 октября 2014 г. в г. Триесте (Италия) состоялась XXIV Конференция Международного архивного дня, организованная Международным институтом архивоведения в Триесте и Мариборе (далее – ИИАС).

В работе Конференции приняли участие почти 100 человек, представлявших Австралию, Австрию, Беларусь, Боснию и Герцеговину, Великобританию, Венгрию, Германию, Грецию, Испанию, Италию, Македонию, Польшу, Россию, Румынию, Сербию, Словакию, Словению, Турцию, Украину, Францию, Хорватию, Черногорию, Чехию, Швейцарию, Эстонию.

С приветственным словом к участникам конференции обратился генеральный секретарь Международного совета архивов (далее – МСА) Дэвид Лич (Шотландия), проинформировавший коллег об основных задачах, решаемых МСА на современном этапе, и о результатах прошедшей 13-15 октября 2014 г. в г. Жироне (Испания) второй ежегодной конференции МСА. Д.Лич особое внимание обратил на то, что в условиях распространения новых информационных технологий для архивистов одной из определяющих задач является обеспечение как можно более широкой доступности архивных документов. Не менее важной является и задача распространения архивных знаний в обществе.

Рабочую программу конференции открыл бывший генеральный секретарь МСА, почетный член ИИАС Шарль Кечкемети. Он выступил с кратким обзором докладов, представленных на предыдущей аналогичной конференции и опубликованных в виде научных статей в журнале «Atlanti» за 2013 год.

Представленные на конференции доклады были посвящены четырем основным темам: «Архивы и права человека», «Доступ и законодательные требования (защита данных и авторских прав)», «Защита и пропаганда», «Образование».

Доклады по первым двум темам оказались тесно взаимосвязаны (всего 19 докладов). Главным образом они были посвящены одной из основных проблем архивов – организации приема, сохранения документов, создания условий для их широкого общественного использования при условии обеспечения свобод и прав граждан, в первую очередь, прав на личную тайну, защиту персональных данных.

Джулия Баррера (генеральный директорат архивов Италии) посвятила свое выступление-презентацию вопросу подготовки проекта Правил (Regulations) Европейского Союза о защите персональных данных и его влиянии на архивы. Так как доклад Дж.Барреры не опубликован в журнале «Atlanti» представляется целесообразным более подробно остановиться на его основных положениях.

Предложение о подготовке Правил Европейского парламента и Европейского Совета о защите физических лиц при обработке их персональных данных и о свободном перемещении таких данных было внесено Комиссией ЕС в январе 2012 г. Следует отметить, что данные Правила будут являться наиболее прямой формой закона в ЕС – как только они будут приняты, они приобретут обязательную юридическую силу для всех государств-членов союза. В этом плане Правила отличаются от Директив ЕС, адресованных национальным властям, которые затем должны предпринять действия по имплементации их положений в национальное законодательство.

Правила после их принятия должны оказать влияние на деятельность архивных служб не только стран ЕС, но и других государств. Это обусловлено тем, что они будут распространяться на обработку персональных данных в отношении лиц, проживающих в ЕС, структурами, находящимися за пределами союза, и де-факто могут стать международным стандартом в данном вопросе. Необходимость разработки Правил взамен действующей Директивы 95/46/ЕС от 24 октября 1995 г. «О защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных» обусловлена значительными изменениями внешней среды, в которой циркулируют персональные данные (развитие сети Интернет, Google, социальных сетей и т.п.). Кроме того, значительное развитие получила электронная торговля товарами и услугами, а недостаток доверия в он-лайн среде препятствует экономическому развитию из-за широко распространенного мнения о том, что существуют значительные риски, связанные именно с он-лайн активностью. В этих условиях ЕС намерен защищать физических лиц от агрессивного использования их персональных данных, злоупотребления имеющейся информацией, создавать безопасную среду для он-лайн торговли.

Проект Правил устанавливает следующие принципы, касающиеся обработки персональных данных:
...личные данные должны хранится в форме, позволяющей идентифицировать физических лиц, к которым они относятся, не дольше, чем это необходимо для целей, для которых обрабатываются персональные данные;
...личные данные могут храниться в течение более длительных периодов в той мере, в какой эти данные будут обрабатываться исключительно в исторических, статистических или научных целях в соответствии с установленными требованиями и при условии, что периодически будет проводиться их анализ с целью определения необходимости дальнейшего хранения;
...лицо или орган (частный или публичный), которые отвечают за сбор и обработку персональных данных, обязаны информировать физическое лицо о том, почему, кем, на какой срок и т.п. данные собраны;
...в случае если персональные данные собираются не от субъекта данных, последний должен быть проинформирован, в дополнение к указанному выше, о том, из какого источника персональные данные получены.

Физическое лицо, в отношении которого собираются данные, имеет право:
...в любое время по запросу получить от лица или органа, собирающего и обрабатывающие данные, подтверждение, обрабатываются ли в текущий момент его персональные данные;
...потребовать внесения в персональные данные исправлений, если они оказались неточными;
...потребовать стереть относящиеся к нему персональные данные, а также воздержаться от дальнейшего распространения такой информации.

В то же время, проект Правил содержит условия, при которых персональные данные могут обрабатываться и использоваться в исторических, статистических и научных целях:
...эти цели не могут быть достигнуты путем обработки иных данных, которые не позволяют (более не позволяют) идентифицировать субъект данных;
...данные, позволяющие атрибуцию информации идентифицированного или идентифицируемого субъекта данных, хранятся отдельно от другой информации на протяжении того периода времени, когда эти цели соответствующим образом могут быть достигнуты.

Органы, осуществляющие исторические, статистические или научные исследования, могут публиковать или иным образом публично раскрывать личные данные, только если:
...субъект данных дал согласие в соответствии с требованиями Правил;
...публикация персональных данных необходима для представления результатов исследований или для обеспечения исследования, в той мере, в какой интересы или фундаментальные права или свободы субъекта данных не нарушаются;
...субъект сделал свои персональные данные публичными.

Установление указанных ограничений на сбор, обработку и использование персональных данных вызвали серьезную тревогу европейских архивистов. Архивные службы большинства стран ЕС внесли предложения о включении в проект Правил отдельных норм или специальных статей, делающих исключение для архивов в данном вопросе. В частности, по мнению архивистов, Правила должны оставлять для архивов возможность сохранять персональные данные после достижения начальных целей, для которых они были собраны (в соответствии с законодательством государств-членов ЕС и в соответствии с особыми условиями, которые должны быть установлены в Правилах). Правила должны предусматривать отступления от обязательств по уведомлению субъектов данных об обработке их персональных данных. В отношении архивов не должно применяться требование периодического пересмотра сроков хранения документированной информации для «оценки необходимости продолжения хранения данных». Правила должны также освобождать архивные службы от обязательств по исправлению, стиранию или обезличиванию данных, в противном случае архивные документы потеряют доказательную ценность.

Архивисты стран ЕС готовы принять «кодекс поведения», направленный на балансировку интересов заинтересованных сторон (защита прав субъекта данных, защита свободы исследования, сохранение аутентичных документов). Такие кодексы уже имеют Великобритания и Италия, Европейской архивной группой подготовлен проект Европейского кодекса поведения.

Следует отметить, что предложения европейских архивистов были услышаны Европарламентом, и в проект Правил добавлены две отдельных статьи в отношении обработки персональных данных архивными службами. Они предусматривают, что после достижения начальных целей персональные данные могут обрабатываться архивными службами, основной или обязательной задачей которых является сбор, сохранение, предоставление соответствующей информации, обработка и распространение архивных документов в интересах общества, в частности для обеспечения прав граждан или для исторических, статистических или научных целей. Законодательство стран ЕС должны включить право на защиту персональных данных в правила работы архивов и в правила доступа общественности к административной информации. Государства-члены ЕС должны поощрять разработку, в частности Европейской архивной группой, правил, гарантирующих конфиденциальность данных по отношению к третьим лицам, а также аутентичность, целостность и надлежащую сохранность данных.

Обсуждение поправок продолжается, после их окончательного одобрения Европарламентом предстоит добиться их утверждения Евросоветом.

Важно отметить, что разрабатываемые Правила будут касаться обработки персональных данных только живых лиц.

Тенденции развития европейского законодательства в сфере обработки и защиты персональных данных и организации их архивного хранения представляют безусловный интерес для архивной службы Республики Беларусь. Сравнительный анализ положений проекта Правил с актами законодательства Республики Беларусь, показывает, что национальное белорусское законодательство в этой части развивается в общеевропейском русле и в чем-то несколько опережает его. В частности, пунктом 2 статьи 16 Закона Республики Беларусь от 21 июля 2008 года «О регистре населения» установлено, что персональные данные, внесенные в регистре населения, хранятся постоянно. Согласно пункту 5 статьи 14 указанного закона, при актуализации персональных данных новые персональные данные вносятся без уничтожения предыдущих, а пунктом 3 статьи 15 установлено, что при исключении персональных данных из регистра они не уничтожаются и могут быть прочитаны регистрирующей службой. Статья 30 предусматривает возможность обезличивания персональных данных, содержащихся в регистре, в научных, статистических, социологических, медицинских и других целях.

Вместе с тем, проект Правил ЕС носит более широкий характер, а его положения будут распространяться не только на деятельность государственных органов и иных уполномоченных государственных организаций, но и частных компаний и отдельных лиц, в том числе будут применяться в сфере электронной коммерции. В этом контексте при разработке и совершенствовании соответствующего национального законодательства нормы будущих Правил ЕС будут представлять интерес, в том числе с архивной точки зрения.

Интерес вызвал доклад «Роль “архивов участия” в продвижении прав человека, примирения и восстановления», подготовленный Анне Дж.Джилланд (США) и Сью МакКеммиш (Австралия). В докладе представлен новый, нетрадиционный взгляд на архивы с точки зрения обеспечения прав человека. В докладе было отмечено, что состав документов, которыми комплектуются архивы, определяется, в первую очередь, работниками этих учреждений, которые, опираясь на свой опыт и традиции, отбирают на постоянное хранение документы, отражающие основные общие тенденции развития общества и его отдельных структур. В то же время, общество достаточно многогранно, оно представлено различными социальными, национальными, профессиональными и иными группами людей. В некоторых случаях наблюдается прямой или скрытый конфликт интересов различных частей общества, в том числе в части комплектования архивов документами. В этом контексте каждая группа общества имеет свои права, ответственность, потребности и перспективы в отношении документов, которые должны быть учтены (язык, культура, религиозная практика). «Архивы участия» должны позволить разрешить это противоречие. Их суть сводится к более широкому участию различных групп общества и отдельных лиц в решении вопросов оценки документов и их отбора на архивное хранение, описания документов, хранящихся в архиве, предоставления права аннотировать и изменять описание архивных документов, принимать более деятельное участие в решении вопросов доступа к этим документам и др. Такие права должны иметь создатели документов, а также те субъекты, информация о которых содержится в документах. Особое внимание должно быть обращено на соблюдение соответствующих прав тех, кто пострадал в результате подавления, насилия, лишения, дискриминации и т.п.

Доклад Зденки Семлич Райх (Словения) «Авторские права в архивах: инструмент охраны культурной идентичности» примечателен тем, что в нем представлен краткий обзор международного законодательства в данной сфере, начиная с Бернской Конвенции 1886 года и заканчивая последними директивами ЕС.

Среди других докладов, прозвучавших на конференции, следует отметить доклады Кристины Бьянчи (Швейцария) «Значение архивов для обеспечения прав человека: ежедневные свидетельства в бюллетенях HRWG» (HRWG – Рабочая группы по правам человека, учреждена МСА в 2003 году) и Джеймса Лоури и Элизабет Шеферд (Великобритания) «Партнерство в рамках открытого правительства: участие Национального архива» (в качестве одного из средств достижения прозрачности управления и повышения доступности к аутентичным и достоверным документам рассматривается совершенствование делопроизводственных процессов).

Указанные доклады, равно как и другие, прозвучавшие на конференции, в виде научных статей опубликованы в выпуске журнала «Atlanti» за 2014 год, два части которого переданы в библиотеку БелНИИДАД.

Выступление директора БелНИИДАД А.Е.РыбаковаПо окончании первого рабочего дня состоялась дискуссия, в процессе которой участники обменялись мнениями по вопросу доступа к архивным документам и соблюдения прав человека. Ключевым в дискуссии стал вопрос о том, что следует понимать под доступом: отсутствие законодательных ограничений в доступе к документам и архивной информации либо создание условий (технических и др.) для обеспечения быстрого и легкого ознакомления с документами и архивной информацией. А.Е.Рыбаков представил точку зрения белорусских архивистов по данному вопросу и предложил разграничивать понятия «доступ» (наличие либо отсутствие ограничений на право ознакомления с документной архивной информацией и ее использования) и «доступность» (наличие в архиве эффективного научно-справочного аппарата (далее – НСА), использование сети интернет для размещения документов и НСА, публикация сборников документов и т.п.).

Во второй рабочий день конференции были заслушаны доклады по темам «Защита и пропаганда» и «Образование» (всего 16 докладов). А.Е.Рыбаков выступил с докладом-презентацией «Обучение и подготовка профессиональных кадров архивистов и управляющих документацией в Беларуси» (на английском языке).

Из-за сложностей перевода названия первой из указанных тем с английского («Advocacy and Outreach») на национальные языки, спектр представленных докладов по этой теме оказался необычайно широким: от практических вопросов обеспечения сохранности и реставрации архивных книг до законодательных основ архивного дела. В связи с этим сделать какие-то общие выводы по данной теме представляется крайне затруднительным.

В рамках второй темы наибольший интерес у участников конференции вызвали доклады бывшего директора Государственного архива в г. Тресте Грации Тато (Италия) «Архивная подготовка: курс-помеха?» и директора Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела Михаила Ларина (Россия) «Современные тенденции в архивном образовании в России».

Общий анализ докладов по данной проблематике показал, что в настоящее время во многих странах наблюдаются определенные сложности с подготовкой профессиональных кадров архивистов. Главная проблема состоит в отрыве общегуманитарной университетской подготовки от реальных потребностей архивов (по информации Г.Тато некоторые выпускники университета, получившие диплом архивиста ни разу даже не видели архивов). Решение проблемы видится в организации более тесного сотрудничества архивистов и преподавателей вузов, участвующих в подготовке будущих архивистов, более активном привлечении работников архивов к проведению занятий в университетах.

По окончании второго рабочего дня конференции также состоялась дискуссия, в процессе которой остро встал вопрос о подборе преподавательских кадров для обучения архивистов. А.Е.Рыбаков принял участие в дискуссии, представив точку зрения белорусских архивистов, согласно которой подбор и воспитание профессорско-преподавательского состава университетов должно опираться на научную школу, национальные традиции. Знание базовых основополагающих принципов, прежде всего применяемого терминологического аппарата, единая трактовка понятий и сложившихся в архивах практик, позволяет формировать и поддерживать необходимый уровень обучения, обеспечивать его ориентацию на практические потребности архивов своей страны.

21 октября 2014 г. после завершения конференции состоялась ХХХ Ассамблея официальных членов ИИАС с участием Д.Лича и членов Исполнительного комитета ИИАС. На Ассамблее был заслушан отчет о деятельности института в 2013 – 2014 гг., обсуждены вопросы приема новых членов (в качестве персональных членов утверждены представители Венгрии и Чехии, с 2014 года предполагается включение в состав членов института представителей Казахстана и ЮАР), определена тематика следующей конференции Международного архивного дня. После состоявшей дискуссии члены института согласились утвердить две основные темы: «Архивные здания» (специальное строительство и приспособление, организация внутреннего пространства, планировка на случай возникновения чрезвычайных ситуаций) и «Управление, экспертиза ценности и долговременное хранение электронных документов» (ответы архивов на вызовы, связанные с обеспечением долговременной сохранности документов, изначально созданных в электронном виде).

Обращает на себя внимание тот факт, что, определяя тематику будущей конференции, архивисты стали уделять значительно больше внимания вопросам управления документами. Если пять лет назад обсуждение вопроса управления документами представлялось актуальным для двух членов института, то в прошлом году – уже для трех, в 2014 – для семерых. Данный факт объясняется все более широким внедрением систем электронного документооборота, практическими проблемами, с которыми сталкиваются архивисты при приеме электронных документов на хранение, и осознанием того факта, что качественное комплектование архивов электронными документами, обеспечение их долговременной сохранности возможно только в условиях регулирования всего жизненного цикла электронного документа, начиная с момента его создания.

На Ассамблее директор ИИАС Петер Павел Класинц доложил о ходе работы по включению журнала «Atlanti» в международную базу данных научного цитирования SCOPUS (включение ожидается в 2015 году).

20 октября 2014 г. после окончания первого рабочего дня Конференции Международного архивного дня представитель Беларуси принял участие в заключительном заседании прошедшей накануне V Конференции архивов славянских стран. На заседании были подведены итоги конференции по теме «Архивы, защита данных и права человека» и принята соответствующая резолюция. Текст резолюции будет размещен на официальном интернет-сайте БелНИИДАД.

05 ноября 2014 г.
Столичному ЦУМу в эти дни исполняется 50 лет. Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов и портал TUT.BY подготовили очередной выпуск совместного проекта "Как это было". В этом выпуске "Новоселье ЦУМа полвека назад" на кадрах из кинофильмов, хранящихся в архиве, можно увидеть покупателей ЦУМа в первые дни после открытия, демонстрацию новых коллекций одежды, а также увидеть, какими были интерьеры универмага 50 лет назад.

Видеоматериалы подготовила главный архивист отдела использования документов и информации БГАКФФД Елена Полещук.
31 октября 2014 г.
30 октября 2014 года состоялось торжественное открытие нового здания государственного учреждения «Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно».

На церемонии присутствовали Министр юстиции Республики Беларусь О.Л. Слижевский, директор Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь В.И. Адамушко, заместитель председателя Гродненского облисполкома В.А. Лискович, начальник главного управления юстиции Гродненского облисполкома А.Н. Сенькевич, заместитель председателя Гродненского горисполкома З.В.Кулеш, директор коммунального унитарного дочернего предприятия «Управление капитального строительства города Гродно» А.А.Врублевский, генеральный директор ОАО «Гроднопромстрой» А.И.Вагабов и другие почетные гости.

Реконструкция здания для архива, как важного государственного социально-культурного объекта, велась в рамках Государственной инвестиционной программы. Затрачено более 36 млрд. рублей. Новое здание архива оснащено современным технологическим оборудованием для обеспечения сохранности ценнейших архивных документов по истории Беларуси. Архив оборудован металлическими стеллажами, современными системами вентиляции, охранной и пожарной сигнализации. В здании установлена автоматическая система газового пожаротушения. Приобретены камера для дезинфекции документов, книжный сканер для создания цифровых копий документов и научно-справочного аппарата к ним, серверное и компьютерное оборудование для работы с типовой архивной автоматизированной информационной системой, выставочное оборудование, читальные аппараты для работы с копиями архивных документов на рулонной пленке и др.

Торжественное открытие нового здания государственного учреждения «Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно»


Торжественное открытие нового здания государственного учреждения «Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно»

20 октября 2014 г.
18 октября директор Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь В.И.Адамушко принял участие в Международной научно-практической конференции «Первая мировая война в исторических судьбах Европы», которая проходила в г. Вилейке.

На пленарном заседании конференции В.И.Адамушко выступил с докладом «Документы государственных архивов Республики Беларусь о Первой Мировой войне».
Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95 
Архив по годам: 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006
Новости отрасли
23 февраля 2017 г.
22 февраля в Художественной галерее Михаила Савицкого состоялось открытие выставки «Минск Иосифа Лангбарда» Подробнее >>
22 февраля 2017 г.
Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов и портал TUT.BY представили очередной выпуск совместного проекта "Как это было" Подробнее >>
15 февраля 2017 г.
В БелНИИДАД издано методическое пособие "Публикация документов архивно-следственных дел советского периода" Подробнее >>
15 февраля 2017 г.
В рамках открытия конференции, посвящённой 100-летию милиции Беларуси, состоялась презентация выставки «На страже порядка», подготовленной сотрудниками Государственного архива Минской области Подробнее >>
15 февраля 2017 г.
Да 80-годдзя з дня нараджэння Міхася Стральцова Беларускі дзяржаўны архіў кінафотафонадакументаў і партал TUT.BY ўяўляюць чарговы выпуск сумеснага праекта «Гэта мы» Подробнее >>
08 февраля 2017 г.
К 100-летию милиции Государственный архив Минской области подготовил документальную выставку «На страже порядка» Подробнее >>