Main menu
Archives and records authorities and the state archives network
Services
Archival directories
Subject guides and databases
Genealogy/Family history
Education
Professor M.V.Dovnar-Zapolsky

Victory Monument

On the 4th of July 2004 Belarus marks 50 years since the opening of Victory Monument in Minsk City - the monument to the Soviet Army soldiers and Belarusian partisans who perished in World War Two. This monument has become a symbol of the Belarusian capital.

As early as the autumn of 1942, Belarusian architect Georgi Zaborski, who had been seriously wounded and was staying in a hospital in the town of Troitsk in the Urals, began making sketches and drawings for a monument to the war heroes. At the end of 1945, he came back to Minsk and became engaged in the restoration of the destroyed Belarusian towns and villages.

In the autumn of 1950, the Administration for Architectural Affairs under the Council of Ministers of Belarus announced a competition for the design of a monument to the Soviet Army soldiers and Belarusian partisans. Over 70 architects and sculptors from Moscow, Leningrad (now St. Petersburg), Minsk, Riga and other cities of the Soviet Union participated in the competition. The first prize was awarded to the design by Georgi Zaborski. For the elaboration of the final design, one more competition was held. The design by G.V. Zaborski and V.A. Korol was judged the best. The leading Belarusian sculptors Z.Azgur, A. Bembel, A. Glebov, S. Selikhanov worked together with the architects to create this monument.

Victory Monument is a dominant figure in the architectural ensemble of Victory Square and serves as a compositional link for Independence Avenue, the main thoroughfare of Minsk City, ending up its perspective. Forty meters high and classic in shape, the obelisk is faced with grey granite and is crowned with the Order of Lenin made of bronze and multicoloured mosaics. The obelisk faces are covered with high relief ribbons with Belarusian national pattern. A large stepped foundation of the obelisk is decorated with 4 bronze high reliefs. These are the 'May 9, 1945' (sculptor A.Bembel) depicting the triumph of victory, with the state emblem of Belarus above, 'The Soviet Army in World War II' (sculptor S.Selikhanov) and 'Belarusian partisans' (sculptor A. Glebov) depicting some episodes from the 'railroad war' and a combat battle, and the 'Glory to the perished heroes' (sculptor Z. Azgur) depicting the people's grief over a hero's grave. These sculptural compositions, performed in a realistic manner with a detail elaboration of relief imprints, highlight the culmination points in the struggle of the Belarusian people against the German-Fascist invaders.

The obelisk is mounted on a wide octagonal stepped podium embellished with 4 bronze wreaths placed on huge cubic stylobates of black labradorite. They serve as symbols of 4 fronts that participated in the liberation of Belarus from the Nazi occupiers. At the foot of the obelisk is a bronze sword covered with laurel wreath as a symbol of victory (sculptor S. Saltykov). On July 3, 1961, the 17th anniversary of Belarus liberation, the Eternal Flame was lit before the monument.

In 1984, due to the opening of Minsk Metro, the square in front of the monument was reconstructed (architects B. Larchenko, B. Shkolnikov, K. Viazgin). It was designed on two levels. The obelisk's foundation underground is circled by a passage gallery connected to the metro station. The gallery runs into a memorial hall to the heroes and victims of WWII. In the centre of the hall there is an illuminated wreath of coloured glass (artist V. Pozniak) - a symbol of the Eternal flame of memory. On the wall is the bronze bas-relief of the Star of the Hero of the Soviet Union and the memorial plaques with the names of 566 natives of Belarus and other Soviet republics, who gave their lifes to liberate Belarus from the Nazi invaders and who were awarded the title of the Hero of the USSR. The symmetrical flights of steps entering the square are embellished with massive granite blocks having a bronze depiction of lowered flags on their upper sloping faces (sculptor N. Ryzhenkov). The entrance to the monument is decorated with small granite blocks with the inscriptions of the Soviet cities-heroes and the images of their awards.

In 2004, the monument and the adjacent area were renewed (chief architect of the project V.I. Bakaev).

Documents relating to the construction and restoration of the monument (drawings, sketches, competition designs and photographs) are held at the Belarusian State Archives of Scientific and Technical Documentation (BGANTD).

Draft designs [the 1950s]



Victory Monument
[early 1950s]
Design author, architect G. Zaborski (1988) Design author G. Zaborski among the members of the Commission for reconstructional work of Victory monument (1988)

New on the site
05 September 2017
The website presents a virtual exhibition of documents to mark the 150th anniversary of the birth of Prof. Mitrofan DOVNAR-ZAPOLSKY More >>
Archival news
23 November 2017
The Department for Archives and Records Management of the Justice Ministry held a board meeting More >>
14 November 2017
The State Archives-Museum of Literature and Art hosts an exhibition on 130th anniversary of writer, political and public figure Tishka GARTNY More >>
03 November 2017
The Belarusian Archives of Scientific and Technical Documentation opens an exhibition, Master Plan of Minsk Restoration 1946 More >>
02 November 2017
The Department for Archives and Records Management of the Justice Ministry held a board meeting More >>
31 October 2017
The 8th Conference of Archives of Slavic Countries, 27th Conference of International Archival Day, 33rd Assembly of Members of the International Institute for Archival Science in Trieste and Maribor More >>

Разделы
Органы архивного дела и делопроизводства и система государственных архивных учреждений
Дзяржаўны кантроль у галіне архіўнай справы і справаводства
Архивное дело
Нормативная база
Архивные справочники
Фондовый каталог государственных архивов Республики Беларусь
Тематические разработки и базы данных
Генеалогия
Археография
Геральдика
Услуги
Административные процедуры
Образование
Журнал «Архивы и делопроизводство»
Каляндар знамянальных і памятных дат па гісторыі Беларусі
Юридические основы управления белорусскими землями в XIV–XVIII веках

Монумент Победы

4 июля 2004 г. исполнилось 50 лет со дня открытия монумента Победы в Минске - памятника в честь воинов Советской Армии и белорусских партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Он стал символом столицы Беларуси.

Еще осенью 1942 г. тяжелораненый белорусский архитектор Георгий Заборский в госпитале уральского городка Троицка делал эскизы, наброски, рисунки памятника. В сентябре 1942 г. он писал в правление Союза архитекторов БССР: "Я избрал для работы составление эскиза-идеи проекта памятника Героям Отечественной войны. У меня появилось много различных идей... ". В конце 1945 г. Георгий Владимирович вернулся в Минск и включился в работу по восстановлению разрушенных городов и сел.

Осенью 1950 г. Управление по делам архитектуры при Совете Министров БССР объявило конкурс на создание проекта памятника воинам Советской Армии и белорусским партизанам. В конкурсе приняли участие более 70 архитекторов и скульпторов из Москвы, Ленинграда, Минска, Риги и других городов. Первая премия была присуждена проекту Георгия Заборского под девизом "Беларусь". Для разработки окончательного проекта памятника провели еще один конкурс. Лучшим был признан проект Г.В. Заборского и В.А. Короля. Вместе с архитекторами над созданием памятника работали ведущие белорусские скульпторы: З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов.

Монумент композиционно завершает ансамбль площади Победы и является ее высотной доминантой, замыкает перспективу улиц, которые лучами сходятся к нему. Памятник представляет собой классический четырехугольный обелиск, высотой около 40 метров, облицованный серым гранитом и увенчанный массивным орденом "Победа". Грани обелиска ритмично расчленены узкими и завершены широкой полосами, стилизованными под белорусский национальный орнамент. На четырех гранях постамента размещены бронзовые скульптурные композиции (горельефы). "9 мая 1945 г." (скульптор А. Бембель) показывает триумф Победы, над ним Герб БССР в окаймлении знамен, боковые горельефы "Советская Армия в годы Великой Отечественной войны" (скульптор С. Селиханов) и "Партизаны Беларуси" (скульптор А. Глебов) отражают один из моментов боя и эпизод "рельсовой войны", "Слава павшим героям" (скульптор З. Азгур) показывает скорбь народа над могилой героя. Последовательным чередованием рельефов, лаконичными пластическими средствами эмоционально переданы кульминационные моменты борьбы нашего народа против немецко-фашистских захватчиков, горечь утрат, радость победы. Многофигурная композиция выполнена в реалистической манере, с детальной проработкой рельефных изображений.

Обелиск поставлен на граненую расширенную внизу платформу ступенчатого цоколя (стилобат) из черного лабрадорита, на котором помещен бронзовый меч, увитый лавровой ветвью, (скульптор С. Салтыков) как символ победы. Вся композиция размещена на широком восьмигранном ступенчатом подиуме, четыре грани которого прорезаны кубическими стилобатами из черного лабрадорита с четырьмя бронзовыми лавровыми венками на них (скульптор С. Адашкевич). Перед монументом 3 июля 1961 г. зажжен Вечный огонь.

В 1984 г. в связи с вводом в строй Минского метрополитена площадь перед памятником была перепланирована (архитекторы Б. Ларченко, Б. Школьников, К. Вязгин). Она была решена в двух уровнях. Под землей основа монумента окружена кольцевой обходной галереей, связанной со станцией метрополитена. Галерея переходит в круглый мемориальный зал, посвященный памяти героев, павших во время Великой Отечественной войны. В центре его венок из художественного стекла с подсветкой изнутри (художник В. Позняк) - символ Вечного огня памяти. На стене бронзовое изображение Звезды Героя Советского Союза и пластины с именами 566 уроженцев Белорусской ССР и других союзных республик, участвовавших в освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и удостоенных звания Героя Советского Союза. Симметричные лестничные выходы на площадь оформлены массивными гранитными блоками. На их верхних покатых гранях - выполненные в бронзе изображения приспущенных знамен (скульптор Н. Рыженков). От выхода к монументу тянутся цепочки небольших гранитных блоков с надписями-посвящениями городам-героям и изображениями наград.

В 2004 г. памятник и прилегающая к нему территория реставрированы (главный архитектор проекта В.И. Бакаев).

Документация по строительству и реконструкции монумента Победы (эскизы, рисунки, конкурсные проекты, фотографии) хранится в Белорусском государственном архиве научно-технической документации. Исходные материалы представлены ведущим научным сотрудником архива Г.И. Шостак.

Фотографии технических проектов [1950-е гг.]


Фотография памятника Победы [начало 1950 -х гг.] Автор проекта архитектор Г. Заборский (1988 г.) Автор проекта архитектор Г. Заборский с членами приёмной комиссии по реконструкции памятника Победы (1988 г.)
Объявления
16 июля 2019 г.
C 22 июля по 18 августа 2019 г. приостанавливаются выписка и отпуск литературы в БелНИИДАД Подробнее >>
Новости отрасли
15 июля 2019 г.
Проект БГАНТД – в числе победителей интернет-конкурса эскизов на лучшую национально ориентированную символику Подробнее >>
09 июля 2019 г.
Участие творческого коллектива БГАНТД в конкурсе эскизов на лучший национальный принт Подробнее >>
05 июля 2019 г.
На сайте Государственного архива Минской области размещена виртуальная выставка, подготовленная к 75-годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков Подробнее >>
04 июля 2019 г.
В Государственном архиве Брестской области организована выставка документов «Брест. Первые месяцы мирной жизни», посвященная 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков Подробнее >>
02 июля 2019 г.
В БелНИИДАД изданы «Нормы времени и выработки на основные виды работ, выполняемые в государственных архивах Республики Беларусь» Подробнее >>
  Ccылка на facebook