Main menu
Archives and records authorities and the state archives network
Services
Archival directories
Subject guides and databases
Genealogy/Family history
Education
Professor M.V.Dovnar-Zapolsky

The architectural ensemble of Independence Avenue - the main thoroughfare of Minsk City

Overview

Independence Avenue (Prospect Nezavisimosti) is the main thoroughfare of Minsk City, crossing it from south-west to north-east. Independence Avenue (before 1991, Lenin Avenue) was laid out where Sovetskaia Street and Borisovski Highway passed earlier. After World War II, only 10 buildings remained intact on Sovetskaia Street and the main city thoroughfare began to be constructed on a new, wide and straightened road. As a main compositional diameter, the Avenue makes an impact on the planning and building of the whole city. Located on the avenue are the main city squares: Independence Square, October Square, Victory Square, Iakub Kolas Square, Kalinin Square, as well as the important administrative, cultural, educational, trade & other institutions and also residential houses.

According to the planning and development, Independence Avenue is divided into 3 parts: 1st (central) part - between Independence Square and Victory Square; 2nd part - between Victory Square and Kalinin Square; 3rd part - between Kalinin Square and the city entrance from the side of Moscow Highway.

Not many buildings remained on the site of the present-day avenue after the Second World War. Those which survived include the Government House, the Cathedral of St. Simeon and St. Helen, the House of Officers, the Belarusian State University of Physical Education, the buildings of Hospital No.1, the main building of the Belarusian National Technical Academy, the National Hydrometeorological Observatory, the main building of the National Academy of Sciences, and a small number of residential houses. Red Church

The 1st (central) part of the avenue - between Independence Square (Ploshchad Nezavisimosti) and Victory Square (Ploshchad Pobedy) - represents an architectural ensemble where many buildings are clear examples of the Soviet civil architecture.

The area of Independence Square (before 1991, Lenin Square) began to be built up in the late 19th - early 20th centuries. The only buildings to survive from that time are the Cathedral of St. Simeon & St. Helen (Red Church), a monument of neo-Gothic architecture with the elements of Art Nouveau style (1908-1910, architects T. Poiazdersky, V. Markoni, G. Gai) and the houses located on Sovetskaia Street at No.17 (1912, architect S. Gaidukevich) and No.19 (early 20C, architect G. Gai) built in the Art Nouveau style. The ensemble of Independence Square began to take shape in the 1930s as a result of the construction in the area of the Belarusian State University's campus (1928-1931, architects I. Zaporozhets, G. Lavrov), the Government House (1930-1934, architect I. Langbard) and the main building of the Belarusian Teachers Training University (1931, architects I. Zaporozhets, G. Lavrov). The architect Iosif Langbard, to whose design the Government House was constructed, also made a design for the Square in front of it. In line with his concept, Independence Square was to become the main city square facing onto the City Terminal. But after World War II, Central Square (now October Square) was established as a new city centre according to the master plan of 1946 for the city's restoration and reconstruction. Independence Square was later largely improved according to a new project developed in 1964 by the architect V. Anikin and the engineers R. Obraztsova & I. Shpit. The square had occupied an area of 7 hectares and became the largest in Europe. It acquired a rectangular shape with the main longitudinal axis along the avenue and had a small public garden in the centre. The open part of the square opposite the Government House was used as a forum for Soviet military parades and mass rallies on celebration days and as a car park on weekdays. House of Government

The ensemble of the square now includes the Government House with a monumental statue of Lenin, the main building of the Belarusian State University (1962, architects A. Dukhan & M. Baklanov, engineer N. Moroz) consonant in architectural style with the Government House, the Metropolitan Administrative Building with a small tower crowning the entrance (1984, architects Yu. Grigoriev, D. Kudriavtsev), and the Minsk City Council (1964, architects S. Musinski, G. Sysoev). The Belarusian Teachers Training University (architects G. Zaborski, V. Nikitin, I. Marchenko, engineer G. Basinkevich), built in 1990, completed the square's development.
Despite different years of construction, all the buildings here stand out for compositional integrity and produce a perfect sence of harmony.

A new project for the reconstruction of Independence Square was launched in the 1990s. The first stage of the reconstruction work was completed in the year of 2002. The transportation scheme of the square was then changed. Two morepedestrian underpasses were constructed and in the future they are to make part of the Underground Trade Centre. Several parking lots are to be built in thearea adjacent to the square.

The construction work in the central part of Independence Avenue was carried out in two stages: the 1940s-1950s - between Independence Square and October Square (Oktiabrskaia Ploshchad); the 1950s-1960s - between October Square and Victory Square. The construction was supervised by the architects M. Parusnikov and M. Barshch.

Main Post Office Most of the residential apartment houses located in this part of the avenue were built according to the standard project and produce an artistic integrity due to the repetition of certain types of models. Among the buildings noteworthy here are the General Post Office (1949-1953, architects A.Dukhan, V.Korol), an example of classical interpretation in architecture and the Minsk Hotel (1957-1967, architects G. Badanov, G. Sysoev, S. Musinski, D. Kudriavtsev), an example of modern architecture. Minsk Hotel Worthy of note are also the apartment houses at No. 12 (1952, architect L. Batalov), No.13 (1950-1954, architects G. Badanov, M. Osmolovski), No.14 & No.16 (1947-1951, architect M. Parusnikov), No.18 & No.19 (1948-1952, architect G. Badanov), No.22 & No.23 (1949-1954, architect M. Parusnikov) - clear examples of the Soviet civil architecture. The compositional centre of the avenue between Independence Square and October Square is a monumental administrative building at No.17 (1945-1947, architects M. Parusnikov, G. Badanov) connected on the left side with the house at No.15/6 (1915, architect G. Gai), an administrative building in neo-classical style. Administrative building Of interest among public buildings are the Belarusian National Bank (1947-1952, architect M. Parusnikov), where the classical and Renaissance motifs are well interpreted architecturally to produce a magnificent monumental effect and the GUM Department Store (1951, architects L. Milegi, R. Gegart), a typical work of Soviet post-war architecture.

State Department Store (GUM)October Square (before 1984, Central Square) began to take shape in the 1950s-1960s, initially following the project developed by the architects G. Badanov, V. Korol, L. Matskevich, M. Osmolovski, & M. Parusnikov. Built on the western side of the squareare the appartment house with a ground floor shop (1949-1953, architects G. Zaborski, M. Parusnikov), the buildings of the Minsk Region Executive Committee (1958, architect V. Volchek) and the Central Telegraph Office (now Beltelecom, 1962, architects A. Dukhan, V. Korol). On the eastern side of the square are the Trade Unions Palace of Culture (1954, architect V. Ershov) and the Belarusian State Museum of the History of the Great Patriotic War (1964, architects G. Benediktov, G. Zaborski). Adjacent to the square from the south is an old Central Park, behind which stands the Residence of the President of the Republic of Belarus (formerly the building of the Central Committee of the Communist Party of Belarus) (1941, architects A. Voinov, V. Varaksin). From the side of the park, the square is lined by the granite balustrade with a tribune (1957, architect E. Zaslavski). Between 1986 and 2001, the Palace of the Republic was erectedin the square to the design of the collective body of Belgosproek Institute (architects M. Pirogov, V. Danilov, L. Zdanevich, L. Moskalevich, V. Novikov, M. Turliuk, V. Usimov, A. Shabalin). The Palace has become the centre of the square and completed its development. Now it is the largest public structure in the city with a universal hall for 2,700 seats used for various conferences, congresses, concerts & performances. The palace complex also includes several small halls, a press-centre, & a restaurant.

Further on Independence Avenue is a building of the European Humanities University (the building of the former ecclesiastical consistory built in the mid-19th C), an architectural monument with Classicism elements and the building of the former church & archaeological museum (1913, architects V. Struev, I. Fomin), an architectural monument in pseudo-Russian style. The administrative building at No.27 (1940, architect G. Iakushko) is built in a characteristic Constructivism style. The Soviet civil architecture is exemplified in houses No. 29 & No. 30 (1957, architect M. Barshch). The Minsk Circus (1959, architect V. Zhukov) is built in classical traditions. The Central Gorky Children's Park stretches along the Avenue from the Minsk Circus to Victory Square, crossing the River Svisloch with its granite embankment (1958, architect K. Ivanov). Opposite the park on the other side of the Avenue, between Ia.Kupala Street and the River Svisloch, spreads out the Park named after Ia.Kupala, the famous Belarusian poet. Beyond the Bridge across the River Svisloch (1951, architects M. Parusnikov, G. Badanov) stands the House-Museum of the 1st Congress of the Russian Socialist Democratic Labour Party.

Victory Square (before 1954, Round Square) with the majestic Victory Monument in the centre (1954, architects G. Zaborski, V. Korol) ends the central part of Independence Avenue. This square is one of the most impressive sights in Minsk. Victory Square The architectural ensemble of the square began to take shape in the 1930s, when two multi-storey, bow-shaped buildings were constructed here (1939, completed in 1947 by the architect R. Stoller). The further development of the square was based on the master plan of 1946 (architects N. Androsov, N. Trakhtenberg), design projects for the residential apartment blocks (1950-1956, architects M. Barshch, L. & G. Aranauskas) and the square's improvement of 1954 (architect G. Zaborski). In 1985, when the 40- year anniversary of Victory in World War Two was celebrated, the square was largely reconstructed. The platform before Victory Monument was extended, several pedestrian underpasses were created and connected with the entrances to the Victory Square Metro Station (architects B. Larchenko, B. Shkolnikov, K. Viazchik). The monument's foundation underground was circled by a passage gallery with a memorial hall to the victims of World War II. In the centre of the hall you can see an illuminated wreath of colour glass (artist V. Pozniak). On the wall is the bronze bas-relief of the Star of the Hero of the Soviet Union and the memorial plaques with the names of 566 soldiers and officers who gave their lives to liberate Belarus from the Nazi invaders and who were awarded this highest government decoration. The memorial granite blocks are installed in the hall in honour of the Soviet Hero-Cities. Today Victory Square represents a fine architectural ensemble where the memorial complex is successfully combined with the adjacent residential buildings, parks and the river.

Residential houseIn the part of Independence Avenue between Victory Square and Kalinin Square the buildings erected before WWII (1937-1941, architects A. Bregman, G. Iakushko) alternate with the new residential apartment houses (1952-1958, architects M. Barshch, L. Aranauskas, A. Dukhan, S. Batkovski, N. Makletsova, N. Spigelman). The focal point in this part of the avenue is Iakub Kolas Square (before 1956, Komarovskaia Square) with a monumental statue of the national poet Iakub Kolas (1972, sculptor Z. Azgur, architects Iu. Gradov, G. Zaborski, L. Levin) standing in the centre of a small park. The dominant building on the square is the Belarusian State University of Physical Education (1939, architects A. Bregman, A. Voinov, V. Muromtsev) with a side wing stretching along Independence Avenue (1963, architects S. Musinski, G. Sysoev). Further on, the Avenue is lined with the buildings of Hospital No.1 (1929-1931, architect G. Lavrov, reconstructed in the 1970s-1980s), the Belarusian National Technical Academy (the main building erected in 1932, architect G. Lavrov, reconstructed & extended in the 1950s-1980s), the National Academy of Sciences of Belarus (1932-1939, architects G. Lavrov & I. Langbard, with several new buildings erected in the 1960s-1970s). Noteworthy here are also the October Cinema (1975, architect V. Malyshev), the Belarusian State Academy of Arts (1953, architect Ia. Shapiro), residential appartment houses (1962, architects G. Sysoev, D. Kudriavtsev) and the Pervomaisky Department Store (1964-1965, architects S. Musinski, G. Sysoev). Kalinin Square (Ploshchad Kalinina) with a statue of Mikhail Kalinin (1978, sculptors V. Poliichuk. I. Glebov, architects Iu. Grigoriev, A. Nevzorov) ends this part of the avenue.

The part of Independence Avenue between Kalinin Square and the city entrance from the side of Moscow Highway is mainly built up on one side of the avenue. Here you will find the buildings of the Minsk Watch Plant (1956-1961, architects S. Botkovski, I. Bovt, N. Shpigelman), the Belarusian Agrarian Technical University (1956, architect M. Baklanov), and residential apartment blocks. On the right side of the avenue is the Chelyuskintsev Park of Culture & Recreation, a miniature Children's Railroad (the central station was built in 1956, architect G. Zaborski) and a spacious woodland. The Cheliuskintsev Park was created in the city's outskirts in the 1930s, and it now occupies 78 hectars of natural pine woods. The reconstruction of the park has been recently launched by the design institute "Minskproekt" to be completed in three stages. The park is to be surrounded by a decorative fence with the entrances newly decorated and the main entrance crowned with a special arch. The project authors - architects A. Goliakov, M. Gaukhfeld, L. Beliakova, O. Sergeev, V. Ageenko, K. Viazin and more, the sculptor O. Anushenko and designer O. Gordina. Further on the avenue are the Film Studio Belarusfilm (1960), residential houses (the 1950s), the National Hydrometeorological Centre (1934, architect I. Volodko), the Moskovski Bus Terminal (1999, architect N. Naumov), and the buildings of the Belarusian National Technical University (1976-1986, architects I. Esman, V. Anikin). The residential district "Vostok" plays an important part in the architectural and artistic appearance of this final section of the avenue. In 2006, the construction of a unique complex of the National Library of Belarus (architects M. Vinogradov, V. Kramorenko) was here completed.

Further on Independence Avenue is the Eastern Cemetry, where Belarusian public and political figures, and prominent men in art and culture have been buried.

National Library of BelarusOutside the city ring is a big residential area of Uruchie, which is still under construction.

Along the whole distance of the avenue stretches line No1 of the Metro: from the Institut Kultury station to the Vostok station (1984). At present several stations more are being constructed in the Uruchie direction.

In 1968, the architects G. Badanov, M. Barshch, S. Botkovski, A. Voinov, V. Korol, S. Musinski, M. Parusnikov, G. Sysoev, N. Trakhtenberg, and N. Spigelman were awarded the State Prize of the Belarusian Soviet Socialist Republic for the individual, architectural and artistic design of Independence Avenue.

The architectural ensemble of Independence Avenue - the main thoroughfare in the Belarusian Capital Minsk - is of high, cultural and historical value. Among the other 1000 best works of world architecture it is included in a 10-volume encyclopaedia "The World Architecture, 1900-2002". At present time the architectural complex of Independence Avenue is to be considered for inscription on the Unesco's World Heritage List.

Our website gives information on the archival documents relating to the design and building of Independence Avenue, which are held at the Belarusian State Archives of Scientific & Technical Documentation (BGANTD). The summary information includes the data from 12 archival fonds: the design institutes "BelNIItopproekt" (fond 1), "Belgosproekt" (fond 3), "Minskproekt" (fond 10), Belpromproekt (fond 18) and "Minskkomunproekt" (fond 66), Office for the Construction of Government House (fond 121), the Belarusian Architects' Union (fond 68), and also the personal collections of the people's architect of the USSR V. Korol (fond 51), the honourary architect of the BSSR G. Sysoev (fond 127), the former director of the "Belgosproekt" Institute V. Kondratovich (fond 104), and the architects I. Volodko (fond 105) and A. Bregman. The summary table gives annotations on architectural works, the type and date of design documents, and archival indexes.

The survey of documents was prepared by G. I. Shostak, leading specialist at the BGANTD.

New on the site
05 September 2017
The website presents a virtual exhibition of documents to mark the 150th anniversary of the birth of Prof. Mitrofan DOVNAR-ZAPOLSKY More >>
Archival news
23 November 2017
The Department for Archives and Records Management of the Justice Ministry held a board meeting More >>
14 November 2017
The State Archives-Museum of Literature and Art hosts an exhibition on 130th anniversary of writer, political and public figure Tishka GARTNY More >>
03 November 2017
The Belarusian Archives of Scientific and Technical Documentation opens an exhibition, Master Plan of Minsk Restoration 1946 More >>
02 November 2017
The Department for Archives and Records Management of the Justice Ministry held a board meeting More >>
31 October 2017
The 8th Conference of Archives of Slavic Countries, 27th Conference of International Archival Day, 33rd Assembly of Members of the International Institute for Archival Science in Trieste and Maribor More >>

Разделы
Органы архивного дела и делопроизводства и система государственных архивных учреждений
Дзяржаўны кантроль у галіне архіўнай справы і справаводства
Архивное дело
Нормативная база
Архивные справочники
Фондовый каталог государственных архивов Республики Беларусь
Тематические разработки и базы данных
Генеалогия
Археография
Геральдика
Услуги
Административные процедуры
Образование
Журнал «Архивы и делопроизводство»
Каляндар знамянальных і памятных дат па гісторыі Беларусі
Профессор М.В. Довнар-Запольский

Архитектурный ансамбль главной магистрали Минска - проспекта Независимости

Обзорная справка

Проспект Независимости в Минске (до 1991 г. - Ленинский проспект) - основная магистраль города, пересекающая его с юго-запада на северо-восток. Он проложен на месте улицы Советской (бывшей Захарьевской) и Борисовского тракта. После Второй мировой войны на улице Советской осталось только 10 уцелевших зданий, и главная городская магистраль стала создаваться на новой широкой и спрямленной трассе. Как главный композиционный диаметр проспект организационно влияет на планировку и застройку всего города. На проспекте расположены основные городские площади: Независимости, Октябрьская, Победы, Якуба Коласа, Калинина, а также важнейшие административные, культурно-просветительные, учебные, торговые и иные учреждения столицы Беларуси, жилые дома.

По характеру планировки и застройки проспект Независимости делится на 3 части: 1-я (центральная) - от площади Независимости до площади Победы; 2-я - от площади Победы до площади Калинина; 3-я - от площади Калинина до въезда в город со стороны Московского шоссе.

После разрушительной войны 1941-1945 гг. на территории современного проспекта Независимости осталось Костел Святых Симеона и не очень много сооружений: Дом правительства, костел Святых Симеона и Елены, Дом офицеров, здания Института физкультуры (ныне Белорусский государственный университет физической культуры), 1-й клинической больницы, главного корпуса Белорусского политехнического института (ныне Белорусский национальный технический университет), Минской гидрометеорологической обсерватории (ныне Республиканский гидрометцентр), главного корпуса Национальной академии наук, небольшое количество жилых домов.

1-я (центральная) часть проспекта - от площади Независимости до площади Победы - представляет собой архитектурный ансамбль, многие здания которого являются образцами советской гражданской архитектуры.

Район площади Независимости (до 1991 г. - площадь Ленина) застраивался с конца XIX - начала XX в. С тех времен сохранились костел Святых Симеона и Елены (Красный костёл) - памятник архитектуры неоготики с чертами модерна (1908-1910 гг., архитекторы Т. Пояздерский, В. Маркони, Г. Гай), дома № 17 (1912 г., архитектор С. Гайдукевич) и № 19 (начало XX в., архитектор Г. Гай) в стиле модерн по улице Советской. Ансамбль площади начал формироваться в 30-е годы XX в. в связи со строительством в этом районе университетского городка Белорусского государственного университета (1928-1931 гг., архитекторы И. Запорожец, Г. Лавров), Дома правительства (1929-1934 гг., архитектор И. Лангбард), а также главного корпуса Белорусского государственного высшего педагогического института (с 1935 г. Минский пединститут, ныне Белорусский государственный педагогический университет) (1931 г., архитекторы И. Запорожец, Г. Лавров). Архитектор Иосиф Лангбард, создавший проект Дома правительства, запроектировал и площадь перед ним. Дом правительстваПо его замыслу она должна была открываться в сторону вокзала и стать главной городской площадью. Однако после войны в 1946 г. генеральным планом восстановления и развития г. Минска был утвержден новый центр города - Центральная (ныне Октябрьская) площадь. Позднее к осуществлению был принят проект благоустройства площади Ленина (ныне площадь Независимости) архитектора В. Аникина и инженеров Р. Образцовой и И. Шпит, разработанный в 1964 г. Площадь заняла 7 га, став самой большой в Европе. Она получила прямоугольные очертания с главной продольной осью вдоль проспекта и сквером партерного типа. Открытая часть площади напротив Дома правительства использовалась в торжественные дни для проведения митингов и демонстраций, а в рабочие дни - для стоянки автомобилей.

В настоящее время в ансамбль площади входят Дом правительства с памятником В.И. Ленину, главный корпус Белорусского государственного университета (1962 г., архитекторы А. Духан, М. Бакланов, инженер Н. Мороз), архитектурное решение которого созвучно архитектуре Дома правительства, инженерный корпус Минского метрополитена с небольшой башней над входом (1984 г., архитекторы Ю. Григорьев, Д. Кудрявцев), здание Минского городского совета (1964 г., архитекторы С. Мусинский, Г. Сысоев). Завершило застройку площади здание Белорусского государственного педагогического университета (архитекторы Г. Заборский, В. Никитин, И. Марченко, инженер Г. Басинкевич), построенное в 1990 г.
Несмотря на разные годы строительства зданий им присуще композиционное единство.

В 1990-е гг. была предложена концепция реконструкции площади Независимости. На конкурс разработано 12 предложений, из которых выбрали два принципиальных направления. В ходе общественного обсуждения и градостроительных советов эти направления были одобрены. Концепцию реконструкции площади стал разрабатывать проектный институт "Минскпроект" совместно с институтами "Минскградо", "Минскинжпроект" и "Минскметропроект". Первая очередь реконструкции была завершена в 2002 г. Изменена транспортная схема площади, два созданных в процессе реконструкции подземных перехода в будущем должны стать частью подземного торгового центра. Предусмотрено строительство нескольких паркингов на прилегающей к площади территории.

Строительство на центральном участке проспекта Независимости велось в две очереди: 1940-1950-е гг. - от площади Независимости (ранее - Ленина ) до Октябрьской (ранее - Центральной) площади; 1950-1960-е гг. - от Октябрьской площади до площади Победы (до 1954 г. Круглой площади). Застройкой руководили архитекторы М. Парусников и М. Барщ.

Минский главпочтамт При строительстве большинства жилых домов, расположенных на этой части проспекта, использована одна серия типовых секций № 7 (разработка московского института "Горстройпроект", архитектор С. Кавыков), в результате чего достигнуто художественное единство застройки. Среди сооружений здесь можно отметить здания Минского главпочтамта (1949-1953 гг., архитекторы А. Духан, В. Король) - пример использования элементов классицистического наследия в архитектуре и гостиницы "Минск" (1-я очередь - 1957 г., архитектор Г. Баданов, 2-я очередь - 1967 г., архитекторы Г. Сысоев, С. Мусинский, Д. Кудрявцев) - пример современной архитектуры. Гостиница МинскНужно также выделить жилые дома, являющиеся образцами советской гражданской архитектуры: № 12 (1952 г., архитектор Л. Баталов), № 13 (1950-1954 гг., архитекторы Г. Баданов, М. Осмоловский), № 14 и № 16 (1947-1951 гг., архитектор М. Парусников), № 18 и № 19 (1948-1952 гг., архитектор Г. Баданов), № 22 и № 23 (1949-1954 гг., архитектор М. Парусников). Композиционный центр участка между площадями Независимости и Октябрьской - монументальное административное здание, отчасти определившее характер всей застройки этой части проспекта (дом № 17 по проспекту Независимости, 1945-1947 гг., архитекторы М. Парусников, Г. Баданов). Его левое крыло соединено с домом № 15/6 (1915 г., архитектор Г. Гай) - административным зданием в стиле неоклассицизма.Административное здание Среди общественных сооружений интерес представляют здание Национального банка Республики Беларусь (1947-1952 гг., архитектор М. Парусников), в архитектурном решении которого интерпретированы мотивы классицизма и ренессанса, придающие зданию монументальность и парадность, а также характерное произведение советской послевоенной архитектуры - ГУМ (городской универсальный магазин, 1951 г., архитекторы Л. Милеги, Р. Гегарт).

Городской универсальный магазин (ГУМ)

В 1950-1960-х гг. формируется ансамбль Октябрьской (до 1984 г. - Центральной) площади, первоначально по проекту, разработанному архитекторами Г. Бадановым, В. Королем, Л. Мацкевичем, М. Осмоловским, М. Парусниковым. Были построены жилой дом с магазином на первом этаже (1949-1953 гг., архитекторы Г. Заборский, М. Парусников), здания Минского облисполкома (1958 г., архитектор В. Волчек) и Центрального телеграфа (ныне предприятие "Белтелеком", 1962 г., архитекторы А. Духан, В. Король) на западной стороне площади, Дворец культуры профсоюзов (1954 г., архитектор В. Ершов) и здание Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны (1964 г., архитекторы Г. Бенедиктов, Г. Заборский) на противоположной - восточной стороне. Южная сторона площади граничит со старинным Центральным сквером, за которым находится Резиденция Президента Республики Беларусь (ранее здание ЦК КПБ) (1941 г., архитекторы А. Воинов, В. Вараксин), со стороны сквера площадь окаймлена гранитным парапетом с трибуной (1957 г., архитектор Е. Заславский). С 1986 г. по 2001 г.на площади велось строительство Дворца Республики по проекту, разработанному авторским коллективом института "Белгоспроект" (архитекторы М. Пирогов, В. Данилов, Л. Зданевич, Л. Москалевич, В. Новиков, М. Турлюк, В. Усимов, А. Шабалин с участием И. Бизюка, К. Филипповича). Дворец стал главным композиционным акцентом площади и закончил ее застройку. Сегодня это крупнейшее общественное здание с универсальным залом на 2700 мест, рассчитанным на проведение конференций, съездов, конгрессов, концертов, спектаклей. В состав комплекса входит блок малых залов, пресс-центр, кафе.

Ансамбль главной магистрали города далее продолжают здание бывшей духовной консистории, построенное в середине XIX в.- памятник архитектуры с чертами классицизма, здание бывшего церковно-археологического музея (1913 г., архитекторы В. Струев, И. Фомин) - памятник архитектуры псевдорусского стиля. Явственные черты конструктивизма сохраняет административное здание - дом № 27 (1940 г., архитектор Г. Якушко). Памятники советской гражданской архитектуры представляют собой дома № 29 и № 30 (1957 г., архитектор М. Барщ). В формах классицистической архитектуры сооружен Минский цирк (1959 г., архитектор В. Жуков). От здания цирка почти до самой площади Победы, пересекая русло реки Свислочь с гранитной набережной (1958 г., архитектор К. Иванов), вдоль проспекта раскинулся Центральный детский парк имени М. Горького, а напротив него на противоположной стороне проспекта между улицей Янки Купалы и руслом реки Свислочь - парк имени Я. Купалы. За мостом через Свислочь (1951 г., архитекторы М. Парусников, Г. Баданов) находится Дом-музей I съезда РСДРП.

площадь Победы Центральный участок проспекта Независимости завершает площадь Победы (ранее Круглая площадь) с монументом Победы (1954 г., архитекторы Г. Заборский, В. Король). Она является наиболее значимым архитектурным акцентом послевоенного Минска. Архитектурный ансамбль площади начал фомироваться в конце 30-х гг. XX в., когда в соответствии с генеральным планом города 1938 г., здесь были построены два многоэтажных дугообразных жилых дома, повернутых к центру (1939 г., завершены архитектором Р. Столлером в 1947 г.). Дальнейшее строительство площади основывалось на генплане 1946 г. (архитекторы Н. Андросов, Н. Трахтенберг и др.), проектах жилых домов (1950-1956 гг., архитекторы М. Барщ, Л. и Г. Аранаускасы) и корректировки площади 1954 г. (архитектор Г. Заборский). В 1985 г. к 40-летию победы в Великой Отечественной войне площадь была реконструирована. Площадка перед монументом Победы была удлиннена, сделаны подземные переходы, совмещенные со входами в станцию метрополитена (архитекторы Б. Ларченко, Б. Школьников, К. Вязчик). Под землей основа монумента окружена кольцевой обходной галереей, которая переходит в мемориальный зал памяти погибших в годы Великой Отечественной войны. В центре зала венок из художественного стекла с подсветкой (художник В. Позняк). На стене бронзовый силуэт Звезды Героя Советского Союза и пластины с именами 566 солдат и офицеров, которые погибли при освобождении Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и были удостоены высшей награды страны. Здесь также установлены памятные знаки в честь городов-героев (гранитные блоки). В настоящее время площадь Победы - это комлекс, включающий в себя мемориальную зону, органически связанную с застроенной частью проспекта и прилегающими парками и рекой.

жилое зданиеНа участке проспекта Независимости от площади Победы до площади Калинина наряду с довоенными домами (1937-1941 гг., архитекторы А. Брегман, Г. Якушко) возведены новые жилые здания (1952-1958 гг., архитекторы М. Барщ, Л. Аранаускас, А. Духан, С. Батковский, Н. Маклецова, Н. Шпигельман). Ведущую роль на этом участке и в структуре города играет площадь Якуба Коласа (до 1956 г. Комаровская площадь), в центре которой сквер с памятником белорусскому писателю Я. Коласу (1972 г., скульптор З. Азгур, архитекторы Ю. Градов, Г. Заборский, Л. Левин). Композиционной доминантой на площади Я. Коласа является здание Белорусского государственного университета физической культуры (ранее Белорусский институт физкультуры, 1939 г., архитекторы А. Брегман, А. Воинов, В. Муромцев), крыло его корпуса, располагающееся вдоль проспекта Независимости (1963 г., архитекторы С. Мусинский, Г. Сысоев). Другой важный узел участка образуют комплексы зданий 1-й клинической больницы (1929-1931 гг., архитектор Г. Лавров, в 1970-1980-е гг. реконструирована), Белорусского национального технического университета (главный корпус построен в 1932 г., архитектор Г. Лавров, в 1950-1980-е гг. комплекс реконструировался и достраивался), Национальной академии наук Беларуси (1932-1939 гг., архитекторы Г. Лавров, И. Лангбард, в 1960-1970-е гг. построено несколько новых корпусов). Здесь также размещены кинотеатр "Октябрь" (1975 г., архитектор В. Малышев), Белорусская государственная академия искусств (1953 г., архитектор Я. Шапиро), жилые дома с магазинами "1000 мелочей" (1962 г., архитекторы Г. Сысоев, Д. Кудрявцев) и Дом торговли "Первомайский" (1964-1965 гг., архитекторы С. Мусинский, Г. Сысоев). Завершает участок площадь Калинина с памятником М.И. Калинину (1978 г., скульпторы В. Полийчук, И. Глебов, архитекторы Ю. Григорьев, А. Невзоров).

Участок проспекта Независимости от площади Калинина до въезда в город со стороны Московского шоссе отличается от предыдущих односторонней застройкой на значительном протяжении. По левой стороне магистрали были построены здания Минского часового завода (1956-1961 гг., архитекторы С. Ботковский, И. Бовт, Н. Шпигельман), Белорусского аграрного технического университета (1956 г., архитектор М. Бакланов), кварталы жилых домов. Напротив находятся парк имени Челюскинцев, территория детской железной дороги (вокзал построен в 1956 г., архитектор Г. Заборский) и зеленый массив. Парк имени Челюскинцев был создан в 30-е годы XX века на окраине города и занимает территорию 78 гектаров, это естественный сосновый лес. В настоящее время проектным институтом "Минскпроект" разработан проект реконструкции парка, она пройдет в несколько этапов. Появится ограда, предусмотрено оформление всех входов, главный - по оси улицы Толбухина - будет венчать специальная арка. Авторы проекта - архитекторы А. Голяков, М. Гаухфельд, Л. Белякова, О. Сергеев, В. Агеенко, К. Вязин и другие, скульптор О. Анушенко и дизайнер О. Гордина. Реконструкцию намечено проводить в три этапа, чтобы оставалась возможность для отдыха населения.

Далее разместились киностудия "Беларусьфильм" (1960 г.), жилые дома (50-е годы века), корпуса Республиканского гидрометцентра (1934 г., архитектор И. Володько). На противоположной стороне проспекта находится здание Научно-исследовательского института средств автоматизации (1972, архитекторы С. Мусинский, Д. Кудрявцев). Напротив него автовокзал "Московский" (1999 г., архитектор Н. Наумов), далее корпуса Белорусского национального технического университета (1979-1986 гг., архитекторы И. Есьман, В. Аникин). Важная роль в формировании архитектурно-художественного облика проспекта принадлежит жилому району Восток. В 2006 году здесь завершилось строительство уникального комплекса Национальной библиотеки Беларуси (архитекторы М. Виноградов, В. Крамаренко).Национальная библиотека

Дальше по проспекту расположено Восточное кладбище, где похоронены государственные и политические деятели республики, выдающиеся представители науки, литературы и искусства.

За пределами кольцевой дороги продолжается сооружение большого жилого района Уручье.

Вдоль всего участка проспекта проходит 1-я линия метро: от станции "Институт культуры" до станции "Восток" (1984 г.). В настоящее время ведется строительство еще нескольких станций в направлении Уручья.

В 1968 г. за объемно-пространственное решение, своеобразный и запоминающийся архитектурно-художественный облик проспекта архитекторы Г. Баданов, М. Барщ, С. Ботковский, А. Воинов, В. Король, С. Мусинский, М. Парусников, Г. Сысоев, Н. Трахтенберг, Н. Шпигельман удостоены Государственной премии БССР.

Архитектурный ансамбль главной магистрали столицы Республики Беларусь города Минска - проспект Независимости является историко-культурной ценностью, в числе 1000 лучших произведений мировой архитектуры он включен в 10-томную энциклопедию "Всемирная архитектура 1900-2002 гг.". В настоящее время рассматривается вопрос о включении данного архитектурного комплекса в список памятников культуры ЮНЕСКО.

На нашем сайте размещена информация по проектированию и застройке проспекта Независимости, документы о которых хранятся в Белорусском государственном архиве научно-технической документации (БГАНТД). В данный тематический обзор документов вошли сведения о материалах из 12 фондов: проектных институтов БелНИИтоппроект (фонд 1), "Белгоспроект" (фонд 3), "Минскпроект" (фонд 10), Белпромпроект (фонд 18) и "Минсккомунпроект" (фонд 66), а также конторы по строительству Дома правительства (фонд 121), Союза художников Беларуси (фонд 68), личных фондов народного архитектора СССР В. Короля (фонд 51), заслуженного архитектора БССР Г. Сысоева (фонд 127), бывшего директора иститута "Белгоспроект" В. Кондратовича (фонд 104), кандидата архитектуры И.И. Володько (ф. 105) и архитектора А.П. Брегмана. В обзоре приведены краткие данные о сооружениях, видах имеюшейся в архиве документаци и датах ее разработки, а также указываются номера архивных указателей.

Исходный материал подготовлен ведущим сотрудником архива Г.И. Шостак.

Объявления
23 июня 2017 г.
С 12 июня 2017 г. читальный зал Государственного архива Брестской области временно прекращает работу в связи с переездом Подробнее >>
23 июня 2017 г.
С 26 июня по 7 июля 2017 г. читальный зал Национального исторического архива Беларуси в г. Гродно не будет работать с 9.00 до 14.00 в связи с проведение архивной практики студентов Подробнее >>
Новости сайта
19 июня 2017 г.
Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов представляет фотовыставку к 75-летию со дня рождения летчика-космонавта СССР П.И.Климука Подробнее >>
23 мая 2017 г.
На сайте начала работать поисковая система “Дапаможнік” Подробнее >>
Новости отрасли
19 июня 2017 г.
Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов и портал TUT.BY подготовили очередной выпуск совместного проекта "Как это было" Подробнее >>
15 июня 2017 г.
К 150-летию со дня рождения Митрофана Довнар-Запольского Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов и портал TUT.BY подготовили выпуск совместного проекта "Это мы" Подробнее >>
12 июня 2017 г.
Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов и портал TUT.BY представили очередной выпуск совместного проекта "Как это было" Подробнее >>
30 мая 2017 г.
30 мая 2017 г. состоялось заседание коллегии Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь Подробнее >>
29 мая 2017 г.
26 мая 2017 г. адбыліся XVIІ Узвышаўскія чытанні, прысвечаныя 125-годдзю з дня нараджэння гісторыка, пісьменніка і публіцыста Міхася Мялешкі Подробнее >>