Main menu
Archives and records authorities and the state archives network
Services
Archival directories
Subject guides and databases
Genealogy/Family history
Education
Professor M.V.Dovnar-Zapolsky

State Archives of Grodno Region

Description of holdings

Amount of holdings: 1 738 fonds, 10 collections, 544 064 items

Chronological scope: from 1919 to the present

Geographical coverage:

  • Western Belarus as part of Poland (certain areas)
  • abolished Vasilishki, Zheludok, Porozovo, Skidel, and Sopotskin districts
  • the town of Grodno and the Berestovitsa, Volkovysk, Grodno, Zelva, Mosty, Svisloch and Shchuchin districts of the Grodno region

Contents:

The earliest records date from the early period of Soviet power in Grodno Region, when the military and revolutionary committees came into existence (the 1920s). These are records concerning the creation of the Communist Party and Komsomol organizations in the region; instructions and proceedings of the district and village revolutionary committees on the issues of political, economic and social life; lists of localities, data on the number of settlements, estates and granges and the number of their inhabitants; materials relating to the Grodno theatre, and more.

The Archives holds a substantial complex of documents created by the Polish institutions that functioned in the Novogrudok voivodeship (except the Baranovichi and Volozhin districts), and in the Volkovysk and Grodno districts of the Bialystok voivodeship. The economic situation in the region, the agrarian reforms, the creation of small peasant farms (khutors), and the taxation policy are illustrated in the documents of the Novogrudok voivodeship administration, district councils, land offices and forestries.

The fonds of the teachers colleges and schools contain instructions issued by the ministry of religions and public education, the trusteeships of the Warsaw and Vilnius school districts, proceedings of school council meetings and state exams, lists of teachers and students, and more.

The reports and legal cases of the police judicial institutions and the Grodno prison contain information on workers' political and social movement and the mass meetings in 1935 and 1936 in defense of the revolutinary member S. O. Pritytski sentenced to death by the Polish court; information relating to poets M. Mashara, F. Pestrak, and V. Tavlai who stayed in the Grodno prison. Records of the Polish period are mainly in Polish.

Records of the Nazi Occupation, represented by the fonds of the institutions that functioned at that time in the occupied territory, illustrate the policy pursued by the German authorities. 

The largest complex of the archive's holdings are the records of Soviet period. Records from the period 1939-1941 reflect the history of reunification of Western Belarus with the Belarusian Soviet Socialist Republic, the socialist transformations in economics and culture on the eve of the war. The main bulk of the post-war records are documents of the government institutions, public control, courts and prosecutor's, justice, planning and statistics, financing, state insurance, agriculture, forestry, construction and architecture, communal services, transport and communications, trade, public education, culture, arts, mass media, health care, welfare, physical culture and sports, labour and other social organizations. These records illustrate the main activities and functions of the mentioned organizations.

Records of the organizations and enterprises that functioned in the 1990s are represented in the fonds of the tax inspections, the committee on state property, open joint-stock companies, agricultural cooperative associations, etc.

The personal fonds contain records relating to the life of Ia. N. Marash, doctor of historical sciences, professor at the Kupala State University of Grodno; A. O. Makovelski, correspondent member of the USSR Academy of Sciences, native of Grodno; the writer A. Karpiuk; the director of the State Archives of Grodno Region, Merited Worker of Culture of Belarus A. N. Pleshevenia; professor, doctor of medical sciences V. I. Brzeski; director of the National Historical Archives in Grodno, Merited Worker of Culture of Belarus K. P. Batrakova; professor at the Kupala State University of Grodno, candidate of historical sciences V. N. Cherepitsa.

The Archives holds collections of records relating to the participants in the October Revolution of 1917, the Civil War, the revolutionary movement in Grodno Region, and the Partisan movement in the Second World War; records on repatriated civilians and Soviet prisoners of war, filtration cases on citizens who returned from Germany; personnel records for the years 1944-1962; documents on the history of the Belarusian Border District collected by V. P. Verkhos; a collection of digital master copies of the Extraordinary State Commission for Investigation of Nazi Crimes and Damage Caused to Citizens, Collective Farms, Public Organizations and Government Institutions in the USSR for the city of Grodno and the districts of Berestovitsa, Vasilishki, Volkovysk, Grodno, Zelva, Mosty, Porozovo, Radun, Svisloch, Skidel, Shchuchin in Grodno Region, BSSR, received from the State Archives of the Russian Federation..

Announcements
23 July 2018
BGAMLI holds the Sixteenth Archival Readings dedicated to the 125th anniversary of Belarusian actress, pedagogue, memoirist Paulina MYADYOLKA More >>
New on the site
21 March 2018
The website presents a virtual exhibition of documents “Nation-State Formation in Belarus 1918-1920” More >>
Archival news
20 July 2018
The Department for Archives and Records Management of the Justice Ministry held a board meeting More >>
13 July 2018
The Minsk City Hall hosted a festive meeting to celebrate the 80th anniversary of the National Historical Archives of Belarus More >>
04 July 2018
The Belarusian Film and Photo Archives participated in the conference “Belarusian archives at the turn of the third millennium…” dedicated to the 80th anniversary of the National Historical Archives More >>
20 June 2018
The Belarusian Film and Photo Archives participated on the jury of the contest “Images from the history of family to the history of society” More >>
20 June 2018
The Belarusian Research Institute of Records Management and Archival Science held practical oriented workshops in Gomel More >>

Разделы
Органы архивного дела и делопроизводства и система государственных архивных учреждений
Дзяржаўны кантроль у галіне архіўнай справы і справаводства
Архивное дело
Нормативная база
Архивные справочники
Фондовый каталог государственных архивов Республики Беларусь
Тематические разработки и базы данных
Генеалогия
Археография
Геральдика
Услуги
Административные процедуры
Образование
Журнал «Архивы и делопроизводство»
Каляндар знамянальных і памятных дат па гісторыі Беларусі
Становление белорусской государственности в 1918-1920-х годах

Учреждение «Государственный архив Гродненской области»


Характеристика фондов

Количество фондов: 1 738 фондов, 10 коллекций, 544 064 единицы хранения

Хронологический период: с 1919 г. по настоящее время

Территориальный охват:

  • Западная Беларусь в составе Польши (отдельные территории)
  • упраздненные Василишковский, Желудокский, Порозовский, Скидельский, Сопоцкинский районы
  • город Гродно, Берестовицкий, Волковысский, Гродненский, Зельвенский, Мостовский, Свислочский и Щучинский районы Гродненской области

Состав фондов:

Самые ранние документы архива относятся к периоду существования на Гродненщине первых органов Советской власти - военно-революционных комитетов (1920 г.). Это документы об организации партийных и комсомольских ячеек; приказы, распоряжения и протоколы заседаний уездных и волостных ревкомов по всем направлениям политической, экономической и общественной деятельности; списки волостей и населенных пунктов и сведения о количестве урочищ, имений, фольварков и числе жителей в них; материалы о работе Гродненского театра и др.

В архиве хранится значительный комплекс документов учреждений Польской Республики, существовавших на территории Новогрудского воеводства (кроме Барановичского и Воложинского поветов), Волковысского и Гродненского поветов Белостокского воеводства. Экономическое состояние края, проведение аграрной реформы, хуторизация крестьянских хозяйств, налоговая политика освещены в фондах Новогрудского воеводского управления, поветовых староств, правлений, гминных рад, земельных управлений и надлесничеств.

Фонды учительских семинарий, гимназий содержат приказы, циркуляры и распоряжения Министерства религиозных культов и общественного просвещения, попечительств Варшавского и Виленского учебных округов, протоколы заседаний педагогических советов и государственных экзаменов, списки преподавателей и учащихся, ведомости успеваемости и др.

В отчетах, донесениях, судебных делах полицейских судебных учреждений, Гродненской тюрьмы содержатся сведения об общественно-политическом движении и выступлениях трудящихся в 1935-1936 гг. в защиту революционера С. О. Притыцкого, приговоренного польским судом к смертной казни; о содержании в Гродненской тюрьме поэтов М. Машары, Ф. Пестрака, В. Тавлая. Документы фондов учреждений периода буржуазной Польской Республики в основном на польском языке.

Документы периода немецко-фашистской оккупации представлены фондами учреждений, организаций и предприятий, действовавших в то время на оккупированной территории, и иллюстрируют политику немецких властей.

Самый большой массив документов архива - это документы советского периода. Документы 1939-1941 гг. отражают историю воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской Советской Социалистической Республикой (БССР), социалистических преобразований экономики и культуры накануне войны. Основную часть фондов архива послевоенного периода составляют фонды органов государственной власти и управления, государственного и народного контроля, юстиции, суда и прокуратуры, планирования и статистики, финансирования, государственного страхования; учреждений и организаций сельского, лесного и водного хозяйства, строительства и архитектуры, коммунального хозяйства, транспорта и связи, торговли, общественного питания, кооперации, народного образования, культуры, искусства, средств массовой информации, здравоохранения, соцобеспечения, физкультуры и спорта, профсоюзных и других общественных организаций. Эти фонды содержат документы, отражающие основную деятельность, функции указанных учреждений, организаций и предприятий.

Документы учреждений, организаций и предприятий, созданных в 90-е гг. XX в., представлены в фондах налоговых инспекций, комитета по госимуществу, открытых акционерных обществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов.

В фондах личного происхождения архива собраны документы о жизни и деятельности доктора исторических наук, профессора Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Я. Н. Мараша; философа, члена-корреспондента Академии наук СССР, уроженца г. Гродно А. О. Маковельского; писателя А. Карпюка; директора Государственного архива Гродненской области, заслуженного деятеля культуры БССР А. Н. Плешевени; доктора медицинских наук, профессора В. И. Бржеского, директора Национального исторического архива в г. Гродно, заслуженного работника культуры БССР, историка-архивиста К.П. Батраковой; кандидата исторических наук, профессора Гродненского государственного университета имени Янки Купалы В.Н. Черепицы, ветерана Великой Отечественной войны, почетного гражданина города Гродно Г.И. Обелевского.

В архиве имеются коллекции документов участников Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской войны, революционного движения на Гродненщине и партизанского движения в годы Великой Отечественной войны; документов на репатриированных гражданских лиц и советских военнопленных, документов фильтрационных дел граждан, возвратившихся из Германии; документов по личному составу за 1944-1962 гг.; документов по истории Белорусского пограничного округа, собранных В.П.Верхосем; коллекция цифровых копий на правах подлинников документов Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, коллективным хозяйствам (колхозам), общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК) по г. Гродно, Берестовицкому Василишковскому, Волковысскому, Гродненскому, Зельвенскому, Мостовскому, Порозовскому, Радунскому, Свислочскому, Скидельскому, Сопоцкинскому, Щучинскому районам Гродненской области БССР, переданных из Государственного архива Российской Федерации.

Объявления
20 июля 2018 г.
4 кастрычніка 2018 г. у Беларускім дзяржаўным архіве-музеі літаратуры і мастацтва адбудуцца XV Архіўныя чытанні Подробнее >>
Новости сайта
05 марта 2018 г.
На сайте размещена специальная юбилейная рубрика "Становление белорусской государственности в 1918-1920-х годах" Подробнее >>
14 августа 2017 г.
На сайте открыт доступ к просмотру эталонных изображений и описаний гербов и флагов Подробнее >>
23 мая 2017 г.
На сайте начала работать поисковая система “Дапаможнік” Подробнее >>
05 апреля 2017 г.
Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов представляет фотовыставку к 125-летию со дня рождения М.В. Мелешко Подробнее >>
Новости отрасли
20 июля 2018 г.
19 июля 2018 г. состоялось заседание коллегии Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь Подробнее >>
16 июля 2018 г.
Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов и TUT.BY представили очередной выпуск совместного проекта "Как это было" Подробнее >>
09 июля 2018 г.
29 чэрвеня 2018 г. адбыўся сход, прысвечаны святкаванню 80-гадовага юбілею Нацыянальнага гістарычнага архіва Беларусі Подробнее >>
09 июля 2018 г.
28 чэрвеня 2018 г. адбылося адкрыццё навукова-практычнай канферэнцыі «Беларускія архівы на мяжы тысячагоддзяў: здабыткі і страты» Подробнее >>
29 июня 2018 г.
28 июня 2018 г. БГАКФФД принял участие в научно-практической конференции «Беларускія архівы на мяжы тысячагоддзяў: здабыткі і страты», приуроченной к 80-летию Национального исторического архива Подробнее >>
19 июня 2018 г.
15-16 июня 2018 года представители Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов приняли участие в работе жюри конкурса «За кадром: от истории семьи до истории сообщества» Подробнее >>