Краткая история развития белорусской территориальной геральдики

Современный этап развития геральдики Республики Беларусь

С начала 90-х гг. ХХ в. в Республике Беларусь вопросы территориальной геральдики впервые после 1917 г. были возведены в ранг государственной политики. 22 февраля 1994 г. Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 89 «Об утверждении Положения о Гербовом матрикуле Республики Беларусь». Данным нормативным правовым документом регламентировался порядок утверждения и регистрации городских гербов Беларуси, а также ведение Гербового матрикула – официального государственного реестра, в котором хранились изображения территориальных гербов и документы к ним. Внесению в регистр подлежали как исторические гербы, так и вновь созданные геральдические символы тех населенных пунктов, которые не имели их в прошлом. Местные органы власти своими решениями утверждали изображение герба и положение о нем. Комитет по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь (Белкомархив), координировал деятельность государственных органов и организаций, связанную с созданием и использованием государственной, в том числе территориальной, геральдики в Беларуси. Активизации работы и целенаправленной деятельности в этой области способствовало принятие всеми областными исполнительными комитетами специальных решений по вопросам воссоздания исторических и создания новых гербов городов и городских поселков.

До 2002 г. рассмотрение проектов символики по территориальной геральдике, присылаемых с мест, а во многом и создание новых гербов осуществлялось в Белкомархиве. В результате этой целенаправленной работы в Гербовом матрикуле были зарегистрированы гербы 97 городов и городских поселков нашей республики. Среди них было 39 возрожденных исторических гербов, полученных белорусскими городами в прошлом. Вместе с тем, в Гербовый матрикул были внесены также первые флаги некоторых населенных пунктов. Однако они не имели официального статуса, отдельно не регистрировались, а включались в качестве приложений к гербам. Всего было взято на учет 43 флага, в основном населенных пунктов Гомельской области.

Геральдика и символика, начиная с государственного флага, герба и гимна, на всех этапах исторического развития имеет большое идеологическое значение, так как является одним из атрибутов суверенного государства. С целью проведения единой государственной политики в этой области был издан Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2002 г. № 441 «Об образовании Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь и некоторых мерах по совершенствованию порядка учреждения и государственной регистрации орденов, медалей и официальных геральдических символов». Указ впервые системно и комплексно регламентирует порядок учреждения и единой государственной регистрации различных видов символики. Геральдический совет призван обеспечивать методическое руководство деятельностью по созданию, учреждению и использованию официальных геральдических символов, проводить их обязательную геральдическую экспертизу. Указом определены его функции, цели и задачи. Для централизованного учета официальных геральдических символов и создания единой базы данных о них в Департаменте по архивам и делопроизводству Министерства юстиции ведется Государственный геральдический регистр Республики Беларусь, составной частью которого стал бывший Гербовый матрикул. В настоящее время в него периодически включаются новые официальные геральдические символы, в том числе гербы и флаги административно-территориальных и территориальных единиц, учрежденные Указами Президента Республики Беларусь.

Одной из основных задач Геральдического совета является всемерное содействие развитию государственной геральдики и символики в Республики Беларусь, которая базируется на богатом историческом прошлом белорусского народа с целью воспитания молодого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Для проведения этой многоплановой работы к работе совета привлекаются ведущие ученые из Национальной академии наук, вузов страны, архивисты, специалисты в области специальных исторических дисциплин, дизайнеры, художники, юристы. Местные исполкомы и Советы депутатов одобряют весь пакет документов по избранному гербу.

Геральдический совет дает заключения о соответствии тех или иных символов историческим традициям, правилам геральдики, о возможности или нецелесообразности их учреждения, либо о необходимости доработки, вносит в установленном законодательством порядке предложения о разработке проектов нормативных правовых актов, касающихся совершенствования порядка учреждения и использования официальных геральдических символов.

В понятие «официальные геральдические символы», помимо орденов и медалей, включен целый ряд различных видов символики: – гербы, флаги и знамена административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;
– символика государственных органов и иных государственных организаций, в первую очередь военных: флаги, знамена, эмблемы, штандарты, нагрудные и опознавательные знаки;
– символика политических партий, профессиональных союзов, государственно-общественных и других общественных объединений: флаги, эмблемы, нагрудные и опознавательные знаки;
– форменная одежда работников государственных органов и иных государственных организаций.

В своей работе члены Геральдического совета при рассмотрении представляемых гербов и флагов руководствуются абсолютной исторической объективностью и научным подходом. Все исторические гербы, прошедшие экспертизу в Геральдическом совете, получили не только одобрение специалистов, но учреждены Указами Главы государства и внесены в Государственный геральдический регистр, являющийся информационным ресурсом Республики Беларусь.

Первым нормативным правовым актом, касающимся учреждения гербов и флагов административно-территориальных и территориальных единиц нашей страны, явился Указ Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2004 г. № 60 «Об учреждении официальных геральдических символов административно-территориальных единиц Витебской области». Этот документ возродил общеевропейскую историческую традицию получения населенными пунктами гербов от главы государства. Ведь белорусская городская геральдика, которая прошла несколько этапов в своем развитии, имеет глубокие корни. Поэтому Указ явился по своей сути официальным подтверждением исторических гербов, существующих уже несколько столетий, и гербов, созданных современными геральдистами. К сентябрю 2011 г. Глава государства подписал 22 указа, касающихся учреждения территориальной символики во всех областях Беларуси.

Наиболее значимую часть современной геральдики составляют исторические гербы, официально учрежденные Указами Президента, ведь они являются объектами нематериального историко-культурного наследия Беларуси, причем, чем древнее герб, тем почетнее и престижнее он для города, тем богаче заложенный в нем информационный и духовный заряд. Такие гербы присутствуют в каждой из шести областей. Мероприятия по воссозданию и учреждению известных исторических гербов осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы, а поиском новых документов и артефактов, подтверждающих существование в минувших столетиях геральдических символов в городах и местечках Беларуси, занимаются все заинтересованные – краеведы, учителя, журналисты, но, в первую очередь, конечно, ученые-историки.

Возвращение исторических гербов путем их официального учреждения – распространенная практика на постсоветском пространстве. В Российской Федерации большое количество городов вернулись к своим историческим гербам, пожалованным им еще в XVIII – XIX вв. Возрождены, к примеру, гербы Орла (1781) «в голубом поле белый город, на воротах которого черный одноглавый орел с золотой короной на голове», Архангельска (1781) – «в золотом поле летящий архангел с мечом и щитом, поражающий поверженного дьявола», Ярославля (1778) – «в серебряном щите медведь, держащий золотую секиру», Самары (1851) – «в голубом поле стоящая в траве белая дикая коза» и многих других.

Сегодня в Литве получили новую жизнь гербы, относящиеся к концу XVIII в. Впервые они были пожалованы привилеями Станислава Августа Понятовского также, как и гербы белорусским городам. На основе этих исторических сюжетов в наши дни сконструированы флаги городов, районов и областей.

В Беларуси исторические гербы воссоздают на основе изображений гербов, внесенных в полное собрание законов Российской империи на 1900 г., а также по имеющимся историческим источникам – сохранившимся печатям, музейным экспонатам, но, в первую очередь, архивным документам. В некоторых случаях, с целью отразить современное видение исторической символики, по единодушному решению широкого круга общественности и местного совета депутатов в герб привносятся некоторые дополнения или изменения (гербы Могилевской области, Кобринского района), либо статус герба как официального символа административно-территориальной единицы расширяется до территории района (Городокский, Сенненский, Шумилинский и некоторые другие). Многие флаги, сконструированные на основе соответствующих городских гербов, по положению могут использоваться не только в городе, но и на территории всего района.

Новая городская геральдика – это творческий союз специалистов в области геральдики – историков, архивистов, художников, а также широкого круга общественности на местах. Стремление иметь идентификационный знак своего населенного пункта, каковым является герб, и выбор его изографического содержания складываются постепенно – после изучения всех материалов, касающихся историко-географического и социально-культурного развития города. Идея создания нового герба исходит, как правило, от городских исполнительных комитетов. Общий лейтмотив диалога с создателями территориальной геральдики и членами Геральдического совета заключался в следующих словах: «Нам бы хотелось иметь герб с изображением природных особенностей края (или значимых исторических событий, или родовой геральдики бывших владельцев и т.д.), а все остальное – пусть решают профессионалы».

К примеру, в 2002 г. Березовский горисполком Лидского района обратился с просьбой создать герб для города белорусских мастеров-стеклодувов. В результате работы из предложенных вариантов был выбран наиболее удачный. В гербе геральдическими приемами переданы и река, давшая название главному предприятию, и орудия производства, и кредо рабочих стеклозавода «Неман» путем введения девизной ленты с латинским крылатым выражением. Интересно, что в геральдике одно и то же явление, идея или объект могут передаваться различными гербовыми сюжетами. Как неповторимы города, так не похожи друг на друга и гербы с различными тинктурами и фигурами. Для сравнения, в городе Можга (Удмуртия) градообразующее предприятие – тоже стеклозавод, основанный еще в 1835 г. елабужским купцом Ф.Г.Черновым. В его гербе (1980) тоже отражены реки Сюгаилка и Сюга, на которых стоит город, но, в отличие от герба Березовки (три волнистых пояса), они переданы косым поясом, делящим герб по диагонали. Помимо этого в гербе Можги изображены также ель, шестерня, стеклянная капля и центральная фигура рабочего со стеклодувной трубкой в руках – символ нескольких поколений рабочих – жителей города.

В белорусской современной геральдике стараются избегать большого набора символов в одном гербе. Традиционно существует несколько принципов составления гербов. Одним из них является «исторический», при котором в гербе отражается какое-либо важное событие из прошлого города путем передачи как графически точной фигуры, напрямую связанной с конкретным историческим событием, так и неких абстрактных символов, передающих дух и атмосферу времени, особенности исторической эпохи. Примером первого могут служить герб города Славгорода и Славгородского района и герб городского поселка Свислочь, в которых запечатлены известный архитектурный памятник и историческое здание. В гербе и флаге города Осиповичи изображен старинный паровоз – символ железной дороги и начало интенсивного развития города, воссозданный художником по музейным экспонатам конца XIX в.

Применяя исторические абстракции, создатели гербов для белорусских городов передают посредством перекрещенных мечей мужество и стойкость горожан в военное время и при охране порядка в городе в мирное (Глубокое). Ворота и лошадь символизируют торговлю и ярмарки (Скидель), замок – заслон, рубеж, защиту от неприятеля (Чашники), весы – развитие торговли на всем протяжении XVI –XVIII вв. (Яновичи). Использование в геральдике искусственных, так называемых негеральдических фигур, известно с самого начала формирования геральдического искусства.

Следующий принцип составления гербов – «географический». Обычно о Беларуси говорят, что это – страна лесов и озер. Действительно, они –национальное богатство страны, ее природные ландшафты, животный и растительный мир поражают своим разнообразием. Естественно, что это не могло не найти своего яркого отражения в геральдике. Характерные представители флоры и фауны, особенности рельефа местности (возвышенности, водоемы и т.д.) использовались при создании территориальных гербов геральдистами и в прошлом, и ныне. В белорусской геральдике присутствуют крупные представители животного мира – зубры, медведи, олени, лоси, рыси и более мелкие – заяц, белка, а также пернатые – орлы, журавли, аисты, голуби, лебеди и, наконец, ужи, пчелы и рыбы. Несколько веков назад в белорусских гербах появились волки (Волковыск, XVI в., Логишин, 1633 г.), лось (Городная, 1792 г.), бобр (Волпа, 1792 г.). Помимо изображения животных в их «естественном» виде, в них можно обнаружить «дополнения», применяемые только в геральдике. Так, в гербе Гродно и Цирина видим оленя с золотым крестом между рогами. С ним связана легенда о встрече этого красивого животного с охотником Губертом. В гербе Пружан уж в золотой короне держит в пасти младенца, а в гербе Парич лев держит в лапе меч. Некоторые животные, изображенные в гербах, относятся к так называемым мифическим существам: в Слуцке – пегас, Гольшанах и Старых Дорогах – гипоцентавр, Логишине – волк на лосиных ногах, Красносельском – грифон.

Живописный ряд исторических гербов с животными, в наши дни продолжили герб Брестской области с изображением зубра – царя Беловежской пущи и в целом животного мира Беларуси. В гербе Гомельской области изображен орел – символ королевской власти, но здесь он олицетворяет не мир пернатых, а является отражением одного из исторических гербов Гомельской области – города Мозыря и связан с именами Радзивиллов и Стефана Батория.

Во вновь создаваемом официальном геральдическом символе каждый элемент имеет свое место и обоснование, поэтому и число фигур, включенных в герб подчинено строгой композиции. Непременным условием в геральдике, как несколько веков назад, так и сегодня, является его неповторимость и оригинальность. На сегодняшний день пять белорусских городов в своих гербах имеют изображение «царя зверей» – льва. В символике они главенствуют среди мира животных и птиц, являются символом силы, гордости и мужества, но все – разные! В конце XVI в. гербы со львами получили Лида и Слоним; несколько лет назад обнаружен еще один городской герб Казимировской Слободы со львом. В современной геральдике лев использован в гербах Ивенца и Воронова и Вороновского района. Безусловно, в геральдике, как и любой иной области художественного творчества, существует понятие моды. В разное время один и тот же гербовый сюжет мог передаваться по-разному. Современный художник иначе изобразит животное или замок нежели мастер, резчик городских печатей XVII в.

В наши время в творческой работе по созданию новых гербов для городов и городских поселков Беларуси находит отражение весь опыт, накопленный геральдистами за прошлые столетия. Это в полной мере касается и гербовых сюжетов, связанных с животным и растительным миром Беларуси. Вот несколько примеров «технологии» создания новых гербов. В гербе Хойников в своеобразной форме отражена природа лесного Полесского края. В геральдических символах Ветрино Витебской области и Жабинки Брестской области зашифровано название населенного пункта: в первом случае через золотую мельницу, символизирующую ветер, воздух, во втором – через цветы жабника c зелеными листьями. Природное разнообразие представлено в гербах г. Россоны Витебской области («в зеленом поле золотой лось»), г. Миоры Витебской области («в голубом поле серебряный лебедь»). Водная стихия рек и озер Витебщины передана в гербе г.п.Подсвилье

Одним из наиболее эффективных методов при создании современной городской символики является использование в ней дворянской геральдики – гербов бывших владельцев городов. Этот прием предусматривает строгое научное историко-геральдическое обоснование, подтверждаемое документами. Причем, следует подчеркнуть, что в отечественных гербах присутствуют знаки и символы как хорошо известных белорусских магнатских и шляхетских фамилий, так и западноевропейских родов, пустивших глубокие генеалогические корни на белорусской земле.

Традиция использования знаков и эмблем владельцев городов и местечек имеет давние традиции. Так, один из древнейших белорусских гербов – герб Несвижа (1586) с черным гербовым орлом князей Радзивиллов. Родовой их герб «Трубы», имеющий целый ряд отличий в зависимости от конкретного представителя рода, вообще чрезвычайно популярен, и в гербах использовались самые различные его элементы (Барань, Жодино, Клецк, Копыль, Мир, Скидель Слуцк, Сморгонь).

В современных официальных символах городов и городских поселков гербы бывших владельцев используются полностью либо частично, как и расположение в поле щита основных фигур, сочетание металлов и эмалей. К примеру, в гербе г. Слонима 1591 г. золотой лев держит в лапах родовой знак «Лис» канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги. В Коссовском гербе на центральном портале замка размещен «Одровонж» – герб рода Хрептовичей. Сочетанием нескольких родовых гербов передается богатая история Брагина. За последнее время геральдисты восстановили частновладельческую символику во многих городских гербах. В Государственный регистр внесены официальные геральдические символы Наровли с изображением герба «Побог» Горватов, Лагойска – с «Леливой» Тышкевичей, Кормы – с «Абшланк» или «Лопотов» Быковских, Копаткевичей – с «Корчак» Еленских, Житкович – с «Сестренец» Кучуков, Воложина и Ветки – с «Абданк», Озарич – с «Дрыей» Козариных. При полном одобрении местных органов власти на гербе г.Ивацевичи размещена «Гоздава» Пацев. У Дрибина на щите, имеющим стенчатое деление – это «Домброва» рода Цехановецких. В Лиозно герб «Агинец» Огинских, Ивенце – половина золотого льва из герба Сологубов, Освеи – родовой герб Гильзенов.

Из последних, учрежденных Главой государства, следует, пожалуй, выделить гербы г.п. Болбасово Оршанского района, деревень Вороцевичи и Молодово Ивановского и Чернавчицы Брестского районов. В них частновладельческая геральдика органично вплетена в современный символ. Благодаря внесению родовой геральдики в городские гербы, как в прошлом, так и в настоящем, получили известность геральдические символы многих, как правило, титулованных родов, живших на территории Беларуси. До последнего времени только очень узкий круг специалистов-историков, соприкасавшихся с архивными документами и польскими гербовниками, был знаком с белорусской шляхетской геральдикой. А ведь родовой герб – непременный атрибут дворянского сословия, который в символической форме красноречиво повествует о древности рода, национальном происхождении и личных заслугах того или иного его представителя. Родовой герб является историческим источником, своеобразным «свидетелем» исторического явления, графически в нем зафиксированного.

Таким образом, использование дворянской геральдики является очень продуктивным приемом, который позволяет расширить геральдическую символику и, вместе с тем, возродить исторические шляхетские гербы, то есть отдать своеобразную дань тем, кто жил раньше на этой земле и внес значительный вклад в ее развитие.

В соответствии с нормативными правовыми актами герб может иметь статус городского, районного или деревенского. Поскольку зачастую город и район составляют одну административно-территориальную единицу, использование герба может распространяться как на город – центр района, так и на всю территорию района.

Белорусские территориальные флаги

В последние годы на улицах наших городов все чаще и чаще можно видеть самые разные флаги. Они развеваются над зданиями государственных органов и частных организаций, украшают автомобили и учреждения, их изображения носят на одежде и используют при проведении различных массовых общественно-политических или спортивных мероприятий. Первенство отдается, безусловно, главному символу страны – Государственному флагу Республики Беларусь – одному из официальных символов государства, который является выразителем его независимости, самостоятельности, суверенитета, его идентификационным знаком.

Разработкой флагов занимаются подготовленные профессионалы в области специальной исторической дисциплины – вексиллологии, которая, как и любая другая область научных знаний, имеет свои правила, законы, терминологический аппарат. Предметом изучения вексиллологии являются знамена, флаги, а также близкие к ним по функциям штандарты, вымпелы, хоругви, прапоры, транспоранты, бунчуки, значки и т.п. Собственно название дисциплины происходит от римского слова «vexillum», означающего квадратное полотнище, которое прикреплялось к горизонтальной перекладине и фиксировалось на древке под навершием. Такие матерчатые знаки различной формы применялось на рубеже II–I вв до н.э. в армии Римской империи. Первое же знамя, полотнище которого прикреплялось непосредственно к древку, ученые датируют 1122 г. до н.э. и соотносят с периодом правления китайского императора Чоу, представителя Ханьской династии.

В знаменитом «Слове о полку Игореве» упоминаются «червонный стяг» и «белая хоругвь». Во время сражения стяги находились в самом заметном месте, чтобы их мог видеть каждый ратник. Сражающиеся стороны стремились сбить в первую очередь стяг противника, к нему направлялись лучшие силы нападающих; вокруг него сосредоточивались и лучшие формирования обороны. В стяговники обычно выбирали богатырей. Самые жаркие схватки, самые кровавые сечи происходили именно здесь. Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило войско к замешательству и обычно заканчивалось его поражением.

Одно из наиболее древних изображений белорусских стягов имеется на рукописных миниатюрах Кенигсбергской летописи (более широко известна под названием Радзивилловской) – памятника древнерусской литературы, летописного свода начала XIII в., по своему содержанию близкого к знаменитой Лаврентьевской летописи. На одной из них запечатлены трагические события на реке Немиге в 1067 г., которые являются отправным моментом в истории Минска. Эта миниатюра часто публикуется как в белорусских, так и зарубежных изданиях. Средневековый художник отразил кульминационный момент сечи. В руках воинов развиваются знамена красного цвета вытянутой треугольной формы. По научной классификации такие знамена наиболее приближены к вымпелам. Они отличаются особой формой, при которой длина значительно преобладает над шириной.

Можно привести еще один пример национального исторического флага, если перенестись мысленно на несколько столетий вперед, к началу XV в. Польский художник Ян Матейко на своей знаменитой картине «Грюнвальдская битва» (1878) изобразил центральным персонажем великого князя Витовта, над которым развевается алое знамя с белым всадником в центре полотнища, и как противовес ему, чуть ниже – белый сцяг немецких рыцарей с костыльным крестом и наложенным на него черным орлом.

В истории белорусской исторической символики, безусловно, колоссальное место занимают знамена с белым всадником. Багряное знамя с с серебряным витязем являлся государственным вексиллологическим символом Великого княжества Литовского на протяжении нескольких столетий, и фигура этого всадника присутствовала на многих воеводских хоругвях.

Флаги, знамена, штандарты государственных органов и организаций, политических партий, профсоюзов и общественных объединений сегодня являются одним из востребованных видов символики, но наиболее полно в Государственном геральдическом регистре Республики Беларусь представлена территориальная вексиллология. Здесь хранятся изображения и документация о флагах административно-территориальных и территориальных единиц нашей страны – областей, районов, городов, городских поселков и деревень. Целенаправленная работа органов местного управления и самоуправления во всех областях позволила сформировать единый республиканский комплекс официальных вексиллолгических символов, начало которому было положено в 1997 г. разработкой и регистрацией в Гербовом матрикуле флага Гомеля. С расширением масштабов работы по созданию территориальной символики увеличивалось и количество флагов, подаваемых на рассмотрение экспертов Геральдического совета. В результате за несколько последних лет подписан ряд указов Президента Республики Беларусь, которыми учреждены флаги всех областей, областных центров и большинства населенных пунктов, имеющих свои гербы.

В настоящее время уже можно с уверенностью констатировать, что современная белорусская территориальная вексиллология как наука и как практика состоялась. Используя достижения отечественных и зарубежных исследователей, национальные исторические традиции и мировую практику, в Беларуси выработаны общие правила и приемы создания флагов. В конце 90-х годов начал развиваться процесс становления современного отечественного флаговедения, шли интенсивные поиски наиболее удачных решений в создании новых символов. Во многих случаях флагу присуща историческая преемственность.

Ярким примером таких поисков могут служить несколько флагов, созданных на основе исторических гербов. Характерной чертой этих «вексиллюмов» является их форма; ученые относят их к прапорам. В отличие от привычных прямоугольных полотнищ они имеют так называемые косицы: по три на флагах Радошковичей и Несвижа и две – Рогачева и Новобелицкого района г. Гомель. Все остальные приемы использованы в них традиционно, а именно: сочетание основных цветов или наличие главной гербовой фигуры на лицевой стороне флага. Следует добавить, что такая форма заимствована из западноевропейской средневековой практики создания всевозможных лабарумов и орифламм, принадлежащих различным воинским контингентам, государственным и религиозным учреждениям, корпорациям, благородным семейным кланам и т.д. В качестве исторического аналога можно привести описание родового герба знатной итальянской фамилии Гонфалоньери из Милана: «В красном поле серебряное знамя (которое имеет две вытянутые тонкие косицы – прим. Авторов) на турнирном копье перевязью справа». Знамя подобной формы можно видеть и на одной из центральных площадей Парижа: всех завораживает величественная конная статуя Жанны Д’Арк с высоко поднятым знаменем, вольная часть которого разделена на две длинные косицы.

Однако, исключая приведенные примеры, при новых разработках к такой форме городских флагов не возвращались. Все указы Главы государства об учреждении территориальных флагов фиксируют традиционно прямоугольное полотнище с соотношением сторон 1:2. Флаги, как правило, имеют либо однотонную расцветку, либо состоят из одной, двух и более полос различной конфигурации. Тем не менее, каждый флаг уникален, поскольку вдохновение его создателей всякий раз черпается из неповторимого сочетания цветов, фигур и символов единственного в своем роде герба. Ведь герб и флаг любого населенного пункта составляют единый ансамбль так называемой городской официальной символики. Рядом с творчеством присутствует и кропотливый научный поиск, необходимый для более полной и точной передачи духа и сути инсигнии, то есть знака, предмета, который служит для различения одной административно-территориальной единицы от другой, обозначения конкретной местности, района, области. Примером могут служить созданные в наши дни герб и флаг Минской области, сконструированные на основе городского 1591 г. герба Минска и Минской губернии 1878 г. Флаг является вексиллологической трансформацией герба. Цвет полотнища обусловлен исторически. После административной реформы 1564–1566 гг. воеводства Великого княжества Литовского получили из казны утвержденные стяги. Среди прочих был стяг Минского воеводства, имевший полотнище красного («гвоздикового») цвета. Руководствуясь принципами историзма и преемственности, учрежденный Указом от 22 ноября 2007 г. № 595 Президента Республики Беларусь современный флаг столичной области имеет полотнище красного цвета, что на первый взгляд несколько диссонирует с основными тинктурами герба – золотом и голубой эмалью.

Разработка любого флага начинается с изучения истории города, его герба. Затем следует построение целого ряда проектов, в которых используются широкие и узкие, горизонтальные и вертикальные полосы. Полотнище флага может быть одноцветным, двухцветным, трехцветным, с использованием изображения герба в щите или расположением основной гербовой фигуры в центре или у древковой, наиболее почетной части флага. Применение последнего принципа широко известно в мировой практике. К примеру, все флаги швейцарских кантонов сконструированы подобным образом: определенного цвета гербовое поле «растягивается» до размеров флага, в центре – центральная фигура герба. Иногда на полотнище помещаются зигзагообразные, волнообразные линии, а полосы имеют зубчатые, волнистые и прочие очертания. Эффект неповторимости, узнавания и «броскости» обязательно присутствует в каждом вновь создаваемом флаге. В целом в современной вексиллологии Беларуси представлен весь спектр приемов, используемых при создании территориальных флагов.

* * *

Некоторые геральдисты считают, что современный территориальный герб не имеет права на существование. Так как сейчас не существует магдебургского права, утверждают они, то и современный городской герб превращается просто в картинку. Что можно сказать по этому поводу?

Предать забвению историческую геральдику Беларуси – значит лишить себя целого пласта культурного и исторического наследия. Не развивать дальше городскую территориальную геральдику, не пропагандировать ее – значит остановиться в своем историческом развитии.

Жители тех городов, у которых появился свой современный герб относятся с такой же любовью и гордостью к нему, как и жители Могилева и Витебска, Минска и Бреста, чьи геральдические символы существуют уже несколько столетий. Яркий пример тому – Сморгонь. К празднованию 500-летия города были изготовлены значки, вымпелы и открытки с изображением герба, в юбилейном издании о городе изображение официального городского символа встречается на каждой странице. При проведении торжественных мероприятий был открыт памятный знак с изображением черного мишки, а флаг города был освящен священнослужителями. И местные футбольные болельщики имеют отличительный знак – на шарфах у них изображены городские символы.

В Лунинце Брестской области городская символика используется широко и повсеместно. Герб, созданный в 1998 г., высечен в камне на одной из главных площадей города, размещен в здании музея, вместе с флагом присутствует в кабинете руководителя исполкома, на логотипе газеты «Лунінецкія навіны», на продукции местного молочного комбината.

Эти примеры можно продолжить. В Гомеле постамент «нулевого меридиана» отмечен при помощи городского герба с рысью. Олень святого Губерта украшает Гродненский облисполком. Автобусы, курсирующие между городами, оформлены с использованием гербов Солигорска, Узды, Лиды, Молодечно.

Напомним, что Указом Президента Республики Беларусь от 16 мая 2005 г., № 229 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2002 г. № 441» законодательно закреплено учреждение гербов и флагов не только для административно-территориальных, но и территориальных единиц Республики Беларусь, каковыми являются и деревни. К настоящему времени учреждены и в Государственном геральдическом регистре зафиксированы исторические гербы деревень Малеч (1645) Березовского района, Цирин Кореличского и Перебродье Миорского районов, пожалованные Станиславом Августом Понятовским в 1792 г. Для самоидентификации, сохранения памяти в виде геральдических образов были созданы новые гербы для деревень Гольшаны Ошмянского, Вороцевичи и Молодово Ивановского районов. Гербы одиннадцати деревень Лунинецкого района, ряд из которых существуют несколько веков, отражают яркие события и имена, уникальные ремесла, промыслы, производство. Они являются по своей сути официальными опознавательно-правовыми знаками, ибо утверждены, как и остальные гербы, Президентом Республики Беларусь.

«Большинство людей чувствуют необходимость обозначить свою принадлежность к какому-нибудь сообществу, – справедливо писал в своем труде «Геральдика» С. Слейтер, – будь то футбольная команда, населенный пункт или даже целая нация. Самоидентификация порождает чувство безопасности и силы, а от этой силы рождается чувство гордости». Это вполне можно отнести и к современной геральдике белорусских деревень, хотя этот процесс не форсируется: он протекает весьма взвешенно и обдуманно.

Современная территориальная геральдика развивается во многих странах. Так, Государственная герольдия при Президенте Российской Федерации сочла возможным включить в Государственный геральдический регистр, помимо исторических, все гербы, созданные в советское время. Работа по созданию новой символики продолжается во многих регионах. В Германии наряду с историческими городскими символами Дрездена и Страсбурга существует гербы Вольфена и Хермсдорфа, на которых можно увидеть все атрибуты современные химической промышленности и сельского хозяйства. В соседней Литве герб Шауляя, полученный городом в 1791 г., или Паневежиса 1812 г., гармонично соседствуют с современными гербами Рокишкиса (1970 г.), Паланги и Обелай, созданными в конце 90-х годов ХХ века. В Польше многие гмины (сельсоветы) имеют современные гербы и широко их пропагандируют в популярных изданиях. В Украине также возрождаются исторические и создаются современные гербы и флаги, которые учреждаются местными органами власти.

Городская геральдика сегодня – это продолжение и развитие исторических и культурных традиций нашего народа. Наибольшую значимость имеют 66 возрожденных исторических гербов тех населенных пунктов, которые были некогда оживленными городами и имели свою городскую символику. Всего к сегодняшнему дню в официально учрежденном геральдическом комплексе насчитывается 197 гербов административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, а также 159 флагов. Цифра впечатляющая, тем более, если учесть, что большинство из них – современные. _____________________________________________

Из книги Адамушко В.И., Елинская М.М. Современная геральдика Беларуси; Департамент по архивам и делопроизводству Республики Беларусь. – 2-е изд. – Минск: Белорус. Энцыкл.імя П. Броўкі, 2014. – 236 с.

<<Назад