Юридические основы управления белорусскими землями в XIV-XVIII веках: история вопроса (обзорная справка)



Белорусские этнические земли в XIV-XVIII вв. входили в состав Великого Княжества Литовского (полное название с середины XV в. – Великое Княжество Литовское, Русское, Жемойтское; сокращ. ВКЛ) – восточноевропейского полиэтнического государства, которое в ранний период своей истории представляло собой федерацию, а с Люблинской унии 1569 г. находилось в конфедеративном союзе с Королевством Польским (Речь Посполитая) и прекратило свое существование после инкорпорации его территорий Российской империей и предания им статуса губерний.

В истории государства и права Беларуси в период Великого Княжества Литовского принято выделять несколько этапов: до и после Люблинской унии 1569 г., когда самостоятельное нормотворчество ВКЛ постепенно стало унифицироваться с польским законодательством, и, кроме того, начиная с 1772 г., после первого раздела Речи Посполитой на белорусские земли начало распространяться действие законов Российской империи.

Правовая система, действовавшая на белорусских землях
в составе Великого Княжества Литовского до Люблинской унии 1569 г.

Возникшее в XIII в. Великое Княжество Литовское стояло на крепком фундаменте культурных и социально-экономических достижений предшествовавшей эпохи. В наследство от полоцко-туровского периода истории Беларуси ВКЛ получило и солидный юридический запас. В основном, он был представлен кормчими книгами – обширными сборниками церковных и светских законов, которые использовались при решении самых разнообразных судебных и административных дел (и не только церковных). Их корни находятся в номоканонах – византийских сборниках права, которые объединяли постановления вселенских и поместных соборов, императорские постановления относительно церкви, выдержки из разнообразных законодательных сборников. В конце XII в. на Афоне (Греция) была составлена особая редакция кормчей книги, которая была переведена в Сербии в первой половине XIII в. на древнерусский язык и получила название Сербской редакции. Известно около 30 ее списков XIII-XIX вв. белорусского, украинского и российского происхождения. Наибольшее распространение Сербская редакция кормчей книги имела в XV-XVI вв. на землях ВКЛ. Так называемый Румянцевский список последней трети XV в. был создан на территории Турово-Пинской епархии и переписан в одном сборнике с уставами князей Владимира и Ярослава и Судебником ВКЛ 1468 г. Это свидетельствует о том, что Сербская кормчая книга рассматривалась в то время как действующий кодекс права. Пинский список 1634 г. имеет вставки на белорусском языке о соборах. В 1260-е — 1270-е гг. на Руси возникла Русская редакция кормчей книги на основе более ранних редакций с дополнением текстов местного происхождения. Основной текст Русской кормчей книги состоит из 70 разделов. В конце XIII-XIV в. возник ее Волынский свод, который распространился на украинских и белорусских землях. Так называемый Харьковский список в XV-XVI вв. находился в Полоцком Иоанно-Богословском монастыре, а в XVIII в. – в Жировичском. Румянцевский третий список в XVIII-XIX вв. хранился у ветковских старообрядцев. Списки Сербской редакции кормчей книги на землях Украины и Беларуси (их сохранилось более 10) количественно преобладали над списками Русской редакции (3 экземпляра).

С возникновением и развитием ВКЛ в XIII-XIV вв. появились новые юридические акты, соответствующие новым историческим реалиям. После заключения великим князем литовским Ягайло Кревской унии 1385 г. ВКЛ объединилось с Польским королевством в единый государственный организм. Стремясь упрочить унию и католическую церковь в ВКЛ, Ягайло издал в 1387 г. привилей, которым предоставил определенные льготы боярам ВКЛ по образцу польской шляхты. Но широкие круги шляхты ВКЛ были недовольны условиями Кревской унии, чем воспользовался князь Витовт, возглавивший борьбу за возрождение независимого государственного существования ВКЛ. В результате правящие круги Польши и ВКЛ заключили в 1401 г. Виленско-Радомскую унию, а в 1413 г. Городельскую унию. Городельский привилей 1413 г., изданный совместно Ягайло и Витовтом, расширил права бояр ВКЛ, которые получили возможность использовать гербы польской шляхты. После смерти Витовта (1430 г.), который стремился превратить ВКЛ в королевство, в государстве началась война между различными феодальными группировками, которые по-разному представляли государственное бытие ВКЛ, в том числе и относительно унии с Польшей. Одна из группировок, возглавляемая великим князем Жигимонтом (Сигизмундом) Кейстутовичем, заключила новый союз с Польским королевством (так называемая Городенско-Трокская уния 1432-1433 г.). Стремясь обеспечить себе поддержку православного боярства ВКЛ, великий князь литовский Ягайло санкционировал издание в 1432 и 1434 гг. двух привилеев, которые во многом уравнивали православных бояр ВКЛ в правах с католиками.

Стабилизация внутреннего положения ВКЛ наступила с началом правления в 1440 г. Казимира Ягеллона (Ягеллончика). Этому способствовал и привилей 1447 г. (из-за утери печати в исторической литературе он часто датируется 1457 г.). Его издание произошло в Вильне накануне выезда Казимира Ягеллона в Польшу на коронацию как короля польского. Одной из его целей было укрепление суверенитета ВКЛ в рамках личной унии с Польшей. Привилей стал первой попыткой кодификации права в ВКЛ. Это относительно большой документ, регулировавший личные и имущественные права феодалов, католических священников и горожан ВКЛ. В привилее, подготовленном магнатами ВКЛ, Казимир Ягеллон обязался сохранять территориальную целостность ВКЛ и вернуть в его состав земли, захваченные после смерти Витовта поляками. Были подтверждены прежние привилегии католической церкви ВКЛ. Отдельный блок статей касался судебной сферы. Была подтверждена личная неприкосновенность феодалов и горожан, наказывать которых можно было только после публичного суда. Ответственность за преступление возлагалась только на виновного, а не на его родных и слуг. Князьям и боярам разрешалось свободно уезжать в другие страны (за исключением неприятельских), не прекращая исполнения обязанностей в пользу великого князя литовского. Было подтверждено право феодалов ВКЛ свободно распоряжаться своими родовыми и выслуженными имениями, в том числе право передать их в наследство своим сыновьям и дочерям. Вдовам князей и бояр предоставлялось право владеть имением умершего мужа, в случае повторного брака имение переходило детям или родным первого мужа. Привилей гарантировал свободу бояр в выдаче замуж дочерей и племянниц без специального разрешения государственной власти, это касалось и вдов. Имения князей и бояр освобождались от денежных (серебщины) и натуральных (дякло) поборов, от подводной повинности, заготовки строительных материалов; по-прежнему сохранялись стация, повинность строить и ремонтировать замки и мосты. Великий князь обязывался не принимать в свои имения беглых крестьян, покинувших имения князей, бояр и горожан, под условием, что то же не будут делать частные собственники имений в отношении государственных крестьян. Тем самым был сделан важный шаг к всеобщему закрепощению крестьян в ВКЛ. Великий князь предоставил князьям, боярам и горожанам право самим судить зависимое от них население и собирать в свою пользу судебные штрафы; великокняжеский судебный исполнитель (детский) присоединялся к судебному процессу в случае неявки обвиняемого в панский суд. Великий князь дал обещание не назначать на должности в ВКЛ чужеземцев и не давать им здесь имений. Это положение было направлено против польской шляхты, которая стремилась в результате заключения государственной унии укрепить свои позиции в ВКЛ.

Еще более феодальные порядки в ВКЛ укрепились с изданием в 1492 г. нового привилея великим князем литовским Александром Ягеллончиком. Александров привилей стал важнейшим государственным актом ВКЛ перед принятием Статута 1529 г. В привилее систематически изложены основы государственного строя ВКЛ, закреплены права шляхты как господствующего сословия в государстве. В первых 13 статьях подтверждены ранее принятые юридические нормы (привилей 1447 г.), которые обеспечивали личными и имущественными привилегиями духовенство (в тексте не указано, все духовенство или только католическое) и феодалов (в одном случае указана их католическая вера). Великий князь вновь обещал хранить территориальную целостность ВКЛ и вернуть в его состав земли, ранее подвластные Витовту, гарантировал заключенные ранее союзные договоры с соседними государствами, а также участие магнатов в формировании внешней политики. Остальные статьи также подчеркивали значение магнатов ВКЛ в управлении государством, юридически закрепляя значительную роль панов-рады как высшего коллегиального органа. Великий князь обязался не изменять судебные приговоры, принятые им вместе с магнатами, не менять административные решения, принятые совместно с панами, не раздавать должности и имения в ВКЛ иностранцам. Привилей гарантировал магнатам постоянство занятия ими государственных должностей, потерять которые они могли только в результате независимого судебного разбирательства. Гарантировалось участие панов рады в назначении на вакантные должности, в расходовании государственных средств. Много места в привилее было отведено судебной системе. Великий князь обещал не вмешиваться в дела, подлежащие духовному суду, и не передавать туда светские дела; рассмотреть незаконченные судебные дела, которые не успел решить его отец; сохранять объективность при судебном разбирательстве; не откладывать рассмотрение важных дел, для чего созывались четыре судебные сессии в год. Подтверждалось право феодалов на получение имений в наследство. Великий князь обязался не ставить простолюдинов выше шляхтичей. Регламентировался порядок сбора налогов и недоимок.

Одновременно с укреплением феодальных порядков в центре шел аналогичный процесс на местах. Еще в XIV в. великие князья начали издавать так называемые областные привилеи -– законодательные памятники локального значения, в рамках земли, воеводства, повета. Полагают, что еще в XIV в. великие князья литовские заключали с жителями Полоцкой и Витебской земель соглашения, которые гарантировали соблюдение центральной властью многих местных порядков, впоследствии на их основе возникли полоцкие и витебские областные привилеи. Известны полоцкие областные привилеи 1486, 1499, 1511, 1547, 1580, 1589, 1593 гг. и витебские областные привилеи 1481, 1503, 1509, 1541, 1547, 1561, 1576, 1582, 1592 гг. Они адресованы широкому кругу местных жителей – панам, шляхте, боярам путным и панцирным, мещанам, православному духовенству, крестьянам. Но основная их тенденция – укрепление имущественного и юридического положения шляхты за счет мещанства и крестьянства. Новогородский областной привилей 1440 г. не получил продолжения в дальнейшем законодательстве. На территорию Беларуси частично распространялось действие смоленских областных привилеев 1453, 1505, 1513 гг., киевских областных привилеев 1507 и 1529 гг., подляшских привилеев XV-XVI вв.

В 1468 г. великий князь Казимир утвердил судебник, который рассматривают как первый кодекс уголовного и уголовно-процессуального права ВКЛ. Состоящий из 25 статей судебник Казимира предпринял попытку унифицировать наказания за преступления против собственности, прежде всего, феодальной. Вызывает острые споры вопрос о территории действия судебника. Некоторые исследователи полагают, что он охватывал все ВКЛ. Другие считают, что судебник действовал собственно на литовских и северо-западных землях Беларуси, то есть, на территории, на которую не распространялось действие областных привилеев ВКЛ.

В конце XIV в. в ВКЛ началась выдача городам привилеев на Магдебургское право — городское самоуправление. Первой такой привилей получила Вильня (1387 г.), далее — Берестье (1390 г.), Городня (1496 г.), Полоцк (1498 г.), Менск (1499 г.) и др. В городах с Магдебургским правом образовывались органы городского самоуправления, которые выполняли административные и судебные функции; они состояли из бурмистров, радцев и лавников, которые все вместе составляли магистрат. Во главе города становился войт, которого обычно назначал великий князь литовский (с течением времени города добивались права сами избирать войта), существовал его заместитель – лантвойт (лентвойт). Однако и городское самоуправление находилось под контролем шляхты – высшей судебной инстанцией для городов был господарский (позднее задворный асессорский) суд, панско-шляхетский по своему составу. Число городов с Магдебургским правом неуклонно росло. Если взять территорию современной Республики Беларусь, то на ней в XIV в. был только один город с Магдебургским правом– Берестье, в XV в. – еще четыре города (Городня, Полоцк, Менск, Порозово), в XVI в. получили Магдебургское право еще 18 городов, в первой половине XVII в. – еще 20 городов. После войны с Россией 1654-1667 гг. города Беларуси оказались в затяжном упадке.

Имели свои системы права и города, которые не добились Магдебургского права. Чаще всего великий князь утверждал уставы, которые регулировали местные порядки: функционирование городской администрации, суда, порядок сбора налогов, выполнение повинностей, организацию торговли и ремесла и пр. Уставы выдавались и волостям – административно-территориальным единицам нижнего уровня, которые объединяли сельское население определенной округи.

Право ВКЛ было систематизировано в XVI в. тремя Статутами ВКЛ (1529, 1566 и 1588 г.). Статут 1529 г. представляет собой кодекс из 13 разделов и 244 статей (в результате позднейших добавлений количество статей увеличилось до 283). В разделах 1-3 помещены главным образом нормы государственного права и основные положения других отраслей права, в разделах 4 и 5 – брачно-семейное, опекунское и наследственное; в разделе 6 – судебно-процессуальное; в разделе 7 – уголовное; в разделе 8 – земельное; в разделе 9 – лесное и охотничье; в разделе 10 – гражданское; в разделах 11-13 – уголовное и уголовно-процессуальное право. Таким образом, Статут 1529 г. охватил все основные стороны жизни государства, стал первым в истории права Беларуси по-настоящему кодексом права. Написанный на старобелорусском языке, Статут 1529 г. был переведен на польский и латинский языки.

В 1566 г. был введен в действие Второй Статут Великого Княжества Литовского. Он был объемнее первого, состоял из 14 разделов и 367 статей. Некоторые статьи вошли в него из Статута 1529 г. в значительно переработанном виде, были дополнены и изменены; многие юридические нормы включены впервые. В состав Статута 1566 г. в полном объеме были включены общие привилеи ВКЛ – Виленский привилей 1563 г., Бельский привилей 1564 г., Виленский привилей 1565 г., которые в значительной мере модифицировали правовое поле ВКЛ. В частности, было введено новое административно-территориальное деление государства: воеводства, разделенные на поветы, в которых действовали новые органы власти – шляхетские соймики (сеймики), земские, гродские и подкоморские суды. Возросло значение общегосударственного органа власти – сойма (сейма), на который шляхта избирала по 2 депутата (посла) с каждого повета.

Большое влияние на внутреннюю жизнь ВКЛ оказывали договоры с соседними державами. Первым крупным международным соглашением ВКЛ стал договор 1323 г., заключенный великим князем литовским Гедимином с магистром Ливонского ордена, датским наместником Ревельской земли, епископами Риги, Эзеля, Дерпта и общиной г. Риги. Договор устанавливал мирные отношения между сторонами, провозглашал свободную торговлю между ними по сухопутному и водному путях, предусматривал установление справедливого судебного разбора споров, возвращения своевольно отобранного имущества купцов, выдачу беглых холопов.

Продолжением активности ВКЛ на северном направлении стало заключение договора в 1338 г. между Гедимином (с согласия «епископа Полоцка, короля и города Полоцка и короля Витебска и города Витебска») и Ливонским Орденом. Документ определял на пограничье обоих государств полосу земли, на которой всегда должен был поддерживаться мир; купцам обеих держав разрешалось свободно ездить по территории соседнего государства и по всей Двине. Этот договор также определял судебный порядок по рассмотрению гражданских и уголовных дел.

На восточном направлении главными для ВКЛ были отношения с Московским государством. Великий князь литовский Ольгерд заключал договоры с московскими князьями в 1349, 1352, 1354-1356 гг. Серия военных столкновений великого князя литовского Ольгерда с Москвой в 1368, 1370, 1372 гг. закончилась заключением в 1372 г. мирного договора, который разграничил владения обоих государств.

Из последующих договоров с Москвой важнейшим стал договор 1449 г., заключенный великим князем литовским Казимиром с великим князем московским Василием II Темным. Договор уточнил государственную границу, при этом Казимир взял обязательство не претендовать на Новгород и Псков. Фактически договор остановил территориальное расширение ВКЛ на восток, то есть, отказ ВКЛ от объединения всех восточнославянских земель в своих границах.

В конце XV в. началось вооруженное противостояние ВКЛ военному натиску Москвы. Война 1492-1494 гг. закончилась заключением договора, который санкционировал переход под власть Москвы верхнеокских княжеств и Вязьмы. Война 1500-1503 гг. закончилась перемирием, означавшим потерю для ВКЛ Брянска, Гомеля, Чернигова и многих других городов. Следующая война (1507-1508 гг.) окончилась подписанием договора о «вечном мире», который зафиксировал ранее сложившуюся границу. Впрочем, он оказался совсем не вечным. Длительная война 1512-1522 гг. закончилась потерей для ВКЛ Смоленска и очередным перемирием. В ходе войны 1534-1537 гг. ВКЛ удалось вернуть Гомель с округой. Последовавшее за войной перемирие неоднократно продлевалось, пока в 1558 г. не началась новая, продолжительная война, получившая название Ливонской. Однако военные действия захватили не только Ливонию, но и северные и восточные области Беларуси. Ям-Запольское перемирие с Москвой заключила в 1582 г. уже не ВКЛ, а образовавшаяся в ходе войны Речь Посполитая. Беларусь не смогла вернуть свои северо-восточные территории, этот вопрос решался в войнах с Россией в XVII в.

Правовая система, действовавшая на белорусских землях
в составе Речи Посполитой после Люблинской унии 1569 г.

Во многом изменения в государственном строе ВКЛ, проведенные в 1560-х гг. по польскому образцу, были продиктованы планами соединить ВКЛ с Польским королевством в ходе новой унии, что было вызвано очевидным пресечением династии Ягеллонов (великий князь литовский и король польский Жигимонт (Сигизмунд) Август не имел детей). Унийный вопрос неоднократно рассматривался в различных государственных инстанциях обоих государств, но толчок к его решению дала Ливонская война 1558-1583 гг. с Московским государством, вести которую собственными силами ВКЛ было не в состоянии. На Люблинском сойме 1569 г. послы обоих государств постановили образовать объединенное государство – Речь Посполитую, с единым законодательным органом (соймом, сеймом) и единым избираемым монархом, который имел титул короля польского и великого князя литовского. Право избирать монарха, как и послов на сойм, было сохранено только за шляхтой, которая получила исключительные юридические права в новообразованном государстве. Великое Княжество Литовское при этом сохранялось как отдельная государственная структура со своим административным аппаратом, армией, финансами, законодательством, судебной системой.

Магнаты ВКЛ, недовольные заключением Люблинской унии 1569 г., частично отвоевали свои позиции с принятием Статута Великого Княжества Литовского 1588 г., в котором никак не было отражено создание Речи Посполитой. В Третьем Статуте ВКЛ возросло количество статей (до 488), были усовершенствованы многие нормы права. В отличие от первых двух Статутов, Статут 1588 г. был напечатан. В XVII-XVIII вв. появилось несколько изданий Статута на польском языке, а в 1811 г. – на русском. Статут ВКЛ 1588 г. действовал на белорусских землях очень продолжительное время, вплоть до 1840 г.

В Речи Посполитой – формально монархии, а фактически шляхетской республике с избираемым пожизненно монархом – большое значение играл сойм как законодательный орган государства. Очередные соймы созывались каждые два года, а в случае необходимости – и чаще. Принятые на нем законы (конституции) издавались типографским способом, выходили также их сборники. В XVIII в. орден пиаров предпринял неофициальное издание законов Польши и Речи Посполитой под названием «Волюмина легум» (лат. «Volumina legum», «Тома законов»). В 1732-1739 гг. вышли тома 1-6 (акты 1347-1736 гг.), в 1782 г. – тома 7-8 (акты 1764-1780 гг.). В Петербурге в 1859-1860 гг. вышло новое издание «Волюмина легум» в 8 томах. Том 9 (акты 1782-1792 гг.) вышел в Кракове в 1889 г., том 10 (с материалами Городенского сойма 1793 г.) вышел в Познани в 1952 г.

Сойм из числа своих депутатов (послов) и сенаторов создавал соймовый суд, который имел функции высшего суда в государстве, рассматривающего наиболее важные, общие вопросы. Среди них – оскорбление величества, покушение на государственную власть, измена, бунт, плохое управление государственными финансами подскарбием и уполномоченными депутатами, насилие на сойме, фальшивомонетничество, самовольное присвоение титула и герба, покушение на официальных служебных лиц, кража из костелов и др.

Другой важной судебной инстанцией в рамках ВКЛ был Главный Литовский Трибунал (Трибунал ВКЛ). Это был высший, апелляционный суд для шляхетского сословия. Состоял из судей (депутатов), которые ежегодно избирались шляхтой на соймиках, по 2 судьи-депутата от повета. Сессии Трибунала (каденции) первоначально происходили в Вильне и Троках (для территории Виленского и Трокского воеводств и Жмуди), Новогородке и Менске (для остальной территории ВКЛ), а с конца XVI в. – в Вильне и попеременно в Новогородке и Менске, с 1755 г. – в Вильне и Городне. Сессии продолжались, как правило, не более 12 недель, после чего судьи переезжали в другой город. Кроме судебных функций, Трибунал ВКЛ выполнял и нотариальные: заверял завещания, имущественные и денежные договоры и пр. В XVIII в. резко возросло политическое значение Трибунала, так как зачастую не действовал сойм, парализованный в результате борьбы различных магнатских группировок.

Задворный асессорский суд оставался высшей, апелляционной инстанцией для мещанства городов ВКЛ с Магдебургским правом и для крестьян государственных (королевских) имений, которые обычно передавались в держание шляхте.

Крестьян приватных шляхетских имений судили их владельцы-шляхтичи.

Таким образом, Великое Княжество Литовское и Беларусь в его составе вплоть до конца XVIII в. имели разветвленную систему правовых институтов и соответствующую юридическую систему, которую ученые оценивают как одну из наиболее совершенных в Европе того времени. Большое значение имело принятие соймом Речи Посполитой в 1791 г. Конституции 3 мая, которая в значительной мере демократизировала политический и правовой строй государства. Однако разделы Речи Посполитой, проведенные в конце XVIII в. Россией, Пруссией и Австрией, положили конец существованию Речи Посполитой и ВКЛ в ее составе.

Города Беларуси в составе Речи Посполитой продолжали пользоваться самоуправлением на основе Магдебургского права. Однако хозяйственная и политическая роль городов после войны с Россией 1654-1667 гг. сильно уменьшилась. Упадок выразился и в падении численности городского населения, деградации ремесел и торговли, засилье в городах магнатов, которые диктовали свою волю городским магистратам. За вторую половину XVII в. только одно белорусское местечко смогло добиться Магдебургского права, а до середины XVIII в. – еще восемь. Упадок городов этого времени привел к тому, что сойм Речи Посполитой 1776 г. вообще лишил небольшие государственные города и местечки Магдебургского права: в Беларуси оно осталось только в Берестье, Волковыске, Городне, Лиде, Менске, Мозыре, Новогородке, Пинске, а также в частновладельческих городах и местечках. В конце XVIII в. наступило оживление городской жизни. В период работы Четырехлетнего сойма 1788-1792 гг. многие города и местечки Беларуси вернули себе или получили впервые Магдебургское право. Сойм 18 апреля 1791 г. принял закон «О вольных городах в Речи Посполитой», в котором все жители государственных городских поселений объявлялись лично свободными с правом владения недвижимостью как частной собственностью.

В XVII в. продолжились военные столкновения Речи Посполитой с Россией. Первым из них стала война Речи Посполитой с Россией 1609-1618 гг. Деулинское перемирие 1618 г. определило, что смоленские земли переходили ВКЛ. Стремясь возвратить Смоленщину, Россия начала так называемую Смоленскую войну 1632-1634 гг., которая закончилась для нее поражением. Однако заключенный Поляновский мирный договор 1634 г. (очередной «вечный мир») не смог предотвратить новую войну. Продолжительная война России и Речи Посполитой 1654-1667 гг. нанесла огромный урон Беларуси, резко ухудшив положение белорусского населения. Война завершилась подписанием Андрусовского перемирия 1667 г., согласно которому Россия закрепила за собой Смоленщину и Левобережную Украину с Киевом. Последовавший затем «вечный мир» 1686 г. зафиксировал сложившиеся границы, оставил в России захваченное многочисленное имущество и пленных. Важное значение имело положение, что Россия получило право опекать православных Речи Посполитой, что впоследствии стало инструментом для вмешательства в ее внутренние дела.

В Северную войну 1700-1721 гг. Беларусь оказалась втянутой из-за экспансионистской позиции короля Августа II, который имел во внешней политике свои собственные цели как курфюрст саксонский. Нарвский договор 1704 г. с Россией предусматривал совместные действия Речи Посполитой и России против Швеции и ее союзников. Главным призом, который рассчитывала получить Речь Посполитая, была Прибалтика, ранее отнятая у нее Швецией. Однако расклад сил после войны привел к тому, что Прибалтика осталась во владении России, которая укрепила свое господство в Восточной Европе.

Весь XVIII в. прошел под знаком доминирования России в Речи Посполитой. Союзниками царского правительства выступили магнаты Речи Посполитой, которые блокировали любые попытки демократизировать общественный и политический строй Речи Посполитой. На сойме 1767-1768 гг. был принят документ, содержащий так называемые Кардинальные права, который был присоединен к договору 1768 г. с Россией. Согласно Кардинальным правам, провозглашалась вечность унии Польского королевства и ВКЛ, а шляхетские вольности объявлялись нерушимыми. Согласно договору, российская императрица Екатерина II провозглашалась гарантом неизменности формы правления, конституций, вольностей и прав Речи Посполитой. Договор запрещал сойму без единогласного согласия вводить налоги, менять штат армии, курс монеты, полномочия министров и сенаторов, порядок проведения соймов и соймиков, заключать международные договоры.

Патриотические настроенные деятели Речи Посполитой, недовольные установлением протектората России, подняли в 1768 г. движение за восстановление независимости, возглавленное Барской конфедерацией. Россия усилила свое военное присутствие в Речи Посполитой и после многолетней борьбы разбила Барскую конфедерацию. Это дало повод для начала разделов Речи Посполитой.

Правовая система, действовавшая на белорусских землях
в составе Российской империи после разделов Речи Посполитой, начиная с 1772 г.

В ходе первого раздела Речи Посполитой, произведенного Россией, Пруссией и Австрией в 1772 г., в состав Российской империи были включены северо-восточные территории ВКЛ вплоть до рек Днепр, Друть, Двина, всего 92 тыс. км² с населением 1 млн 300 тыс. чел. Манифест о присоединении провозглашал сохранение всем сословиям их сословных прав и собственности, также, как и всем конфессиям. Однако в скором времени начался перевод униатского населения в православие. Шляхта была подчинена российской местной и центральной администрации, выбирать которую (как было ранее) она не могла. Присоединенная белорусская территория получила новое административное деление (губернии, провинции, уезды) и местные органы власти. В губернских центрах действовали губернаторы, губернские и провинциальные канцелярии. Назначались новые суды –губернские, провинциальные и уездные земские. Был введен судебный институт земских комиссаров, которым подчинен широкий круг местных дел. Административным способом начали решаться многие дела и споры, которые ранее решались в избираемых судебных органах. Для оставшихся судов высшей судебной инстанцией стал Правительствующий Сенат. Шляхте было запрещено собираться на соймики, а потом – на губернские дворянские собрания. Был усилен полицейский контроль за податными слоями населения, введен паспортный контроль. Для контроля за населением и выполнением повинностей проводились переписи и ревизии населения (1773, 1782, 1794 гг.) и Генеральное межевание (1783-1785 гг.), в ходе которых ранее свободное население — земяне, бояры, выбранцы и пр.- были объявлены крепостными. В городах прежние органы власти, основанные на нормах Магдебургского права, были замены на городовые магистраты и другие органы с урезанными правами.

Действие российских административных и судебных органов вводилось и на территориях, присоединенных к империи в ходе проведения второго раздела Речи Посполитой (1793 г.), осуществленного Россией и Пруссией. К России была присоединена территория центральной Украины и центральной Беларуси (с городами Борисов, Минск, Слуцк, Несвиж, Туров, Пинск); всего 250 тыс. км² с 13 млн чел. населения.

Третий раздел Речи Посполитой, осуществленный в 1795 г. Россией, Пруссией и Австрией после подавления восстания под руководством Тадеуша Костюшко означал присоединение к Российской империи западных земель Беларуси, а также части литовских и украинских земель (всего 120 тыс. км²).